logo
Гриненко

О сущности Бога-Слова

Так зовешь Ты нас к пониманию Слова-Бога, пребывающего с Бо­гом; извечно произносится оно и через него все извечно произнесено. То, что было произнесено, не исчезает чтобы произнести все, не надо говорить одно вслед за другим: все извечно и одновременно. Иначе су­ществовало бы время и изменяемость — не настоящая вечность и не настоящее бессмертие.

Знаю это, Господи, и благодарю Тебя; знаю это, исповедую Тебе, Боже мой, и вместе со мной знает это и благословляет Тебя каждый, кто не остается неблагодарным, узнав несомненную истину. Мы зна­ем, Господи, знаем, что не быть тем, чем был, и стать тем, чем не был, — это своего рода смерть и рождение. А в Слове Твоем ничто не исчезает, ничто не приходит на смену: оно бессмертно и вечно. И поэтому Сло­вом, извечным, как Ты, Ты одновременно и вечно говоришь все, что говоришь; возникает все, чему Ты говоришь возникнуть; Ты создаешь только Словом, и, однако, не одновременно и не от века возникает все, что Ты создаешь Словом.

Почему же, спрашиваю я, Господи Боже мой? Я как-то это вижу, но не знаю, как выразить. Может быть, все, что начинает быть и перестает быть, тогда начинает быть и тогда перестает, когда должно ему начать­ся и перестать, и это известно вечному разуму, в котором ничто не на­чинается и не перестает быть. Этот разум и есть Слово Твое, а Он есть начало, как нам и сказано. Так говорит Он в Евангелии голосом плоти; эти слова прозвучали во внешнем мире для людских ушей, чтобы им поверили, стали бы искать их в сердце своем и нашли в вечной истине,

306

где Он, добрый, единый Учитель, поучает всех учеников Своих. Там слы­шу я голос Твой. Господи, говорящий мне: ибо Он говорит с нами, Он, кто учит нас; кто же не учит, тот, если и говорит, не для нас говорит. А кто же учит нас, кроме незыблемой, недвижной истины? Даже когда нас наставляет и существо изменчивое, его уроки все-таки ведут нас к не­движной истине, где мы и учимся по-настоящему: стоим и слушаем мы его, «радостью радуемся, слыша голос жениха», и возвращаемся туда, откуда мы сами. Потому-то Он и есть «Начало»: если бы Он не пребы­вал, пока мы блуждали, нам некуда было бы вернуться. Когда мы воз­вращаемся от заблуждений, мы, конечно, возвращаемся потому, что уз­нали их, а узнавать их и учит нас Он, ибо Он Начало и говорит нам.

(Аврелий Августин. Исповедь. С. 210-211,287-288)