logo
Гриненко

Литература

Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы при­надлежит Бань Гу (32—92 гг. н.э.). В своей работе «Описание искусств и сло­весности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»), он выде­ляет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские кни­ги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Говоря о поэзии Древнего Китая, можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятниками ярляются фольклорные поэтические произ­ведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах: песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами древ­ности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китай­ской историографии» Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание пове-

227

ствовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в I—II вв. н.э. Еще од­ним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) рече­ния» — уличные рассказы, которые специально записывались особыми чи­новниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении наро­да. Эти рассказы практически не сохранились.

Из «Шицзин» Шицзин — это древнейшее в Китае собрание песен и гим­нов, созданных с XII по V вв. до н.э. Как сказано в био­графии Конфуция в «Исторических записках» Сыма Цяня: «В древности сти­хотворений «ши» было более трех тысяч. Конфуций отбросил негодные и взял то, что соответствует правилам и должному». По указу императора текст этой книги был в 175 г. до н.э. вырезан на каменных барабанах, поэтому он сохра­нился до наших дней. Тексты Шицзин представляют из себя четырехслож­ные стихи с постоянной рифмой, которые исполнялись на определенные ме­лодии, а часто и вместе с танцем.