logo
Гриненко

Театр и драматургия

В истории средневекового театра четко выделяются два периода: ранний — V—XI вв. и зрелый — XII—XIV вв. Для раннего периода характерны различ­ного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые церковью), и литур­гические мистерии (аналогичные византийским). В XII в. практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры, переезжающие с ме­ста на место и чаще всего выступающие на площадях городов. Во Франции их называли гистрионами, в Германии — шпильманами, в Польше — франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистрионов происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых близ­ко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и музы­кантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры — сочините­ли и исполнители стихов, баллад и поэм.

Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль (около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мо­тивы с сатирическо-бытовыми.

В XIV—XV вв. все более широкое распространение получают театрали­зованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где изображение сатирических бытовых картин перемежалось с чудесным вмешательством свя­тых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были уже чис­то церковными зрелищами: они показывались не в церквах, и даже не на цер­ковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками мисте-

564

рий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились мис­терии под контролем церкви. Известно три основные формы проведения ми­стерии. Во-первых, мимо зрителей могли проезжать телеги, на которых пока­зывались отдельные эпизоды мистерии. Во-вторых, мистерия могла показы­ваться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле - в центре круга, образованного этим помо­стом. И в-третьих, на прямоугольном помосте, в этом случае на нем устанав­ливались декорации в виде беседки, которая изображала нужный объект; если по ее виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.п. Во время представлений использовались многочисленные сценические эффекты: проливалось море крови (актер пря­тал под одеждой бычий пузырь, наполненный кровью, который в нужный момент продырявливали; артиста быстро подменяли куклой, которой отру­бали голову, и т.п.). Текст мистерий часто импровизировался, поэтому сохра­нившиеся тексты не дают подлинного представления о характере спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за сильного кри­тического элемента в них.

Музыка

Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную.роль в духовной жиз­ни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они мно­гое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь пред­ставлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. — соборы и уни­верситеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисон­ному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.