logo
Гриненко

Архитектура и строительство

Арабская архи- Уже в VII веке сложился тип колонной арабской тектура — мечети мечети. Ее внешний вид напоминает крепость, ок-и минареты руженную глухими стенами, в которых пробиты

входы, но ни один не выделен в качестве главного. Нередко в ту пору крепостные стены мечети служили защитой горо­ду. Однако стремление к замкнутости пространства здания — одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены мечети, дворца, медресе, каравансарая, подобно стенам домов и го­родских укреплений, представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находилось. Смысл здания сосредоточивался внутри. Осо­бое значение, как основного ядра композиции, приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный арочными галере­ями. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирова­на в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторо­нах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны или столбы. Богато украшенная ниша — мих-раб была расположена в стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет цент­ральной оси, которая направляла бы движение молящихся к святи­лищу. Скорее, наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, что­бы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды опор, располо­женные поперек движения к михрабу.

Мусульманский культ, в котором основные элементы богослуже­ния сводятся к общей молитве, чтению Корана и проповеди, связан с ограниченным набором предметов и церковной утвари. В молитвен­ном зале мечети рядом с михрабом воздвигался минбар — возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными пане­лями. Возле михраба располагалась также максура — своего рода от­дельная комната или ложа, огороженная решетчатой, украшенной зуб-

465

цами и надписями деревянной оградой. Максура изолировала прави­теля от толпы молящихся. Низко от пола, на цепях, подвешивались бронзовые и медные светильники, стеклянные расписные лампады; пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилали коврами и тростни­ковыми циновками. Старые массивные Кораны ставились на специ­альные, красиво украшенные, деревянные подставки.

С древних времен рядом с мечетью воздвигался минарет. Его про­исхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое назначение минарета связано с публич­ным призывом правоверных на молитву, который выполняет специ­альный служащий при мечети — муэдзин. Минарет непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет ме­четь с пространством окружающего мира, с простором неба, с тесно обступающей городской застройкой. В восточном городе вертикали этих башен, то исчезая из поля зрения, то вновь появляясь, играют роль

главных ориентиров.

В различных мусульманских центрах были созданы оригинальные и несхожие между собой формы минаретов. К числу древнейших па­мятников принадлежат квадратные в плане минареты Сирии, которые произошли от колоколен сирийских христианских церквей, в свою оче­редь наследовавших традиции эллинистических и римских башенных сооружений. Тип квадратного минарета утвердился в странах Север­ной Африки и в Андалусии. На Ближнем и Среднем Востоке господ­ствующей стала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Ствол минарета завершался кольцевым балконом, карнизом и легкой надстройкой в виде фонаря. В разных центрах и в разные историче­ские периоды изменялись размеры этих башен, их пропорции, элемен­ты композиции, характер убранства. Необычным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и много­ярусные, напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, ус­тремленные в небо...

При Омейядах в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами храма библейского царя Соломона в 687—691 годах была воздвигнута в центре большой, вымощенной камнем площади знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Это центрическое, увенчанное ку­полом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиуголь­ными обходами на аркадах... Культовое здание такого типа основыва­лось на традиции ранневизантийской архитектуры. Оно было близко христианским храмам Сирии...

Становлению же арабского зодчества более отвечало другое про­славленное сооружение. Большая мечеть Омейядов, воздвигнутая по приказу халифа Валида I в 705—715 годах в Дамаске, столице Сирии... была перестроена из большой христианской базилики Иоанна Крести­теля, в свою очередь воздвигнутой на месте римского храма Юпитера

466

Дамасского, основанием которому послужило святилище арамейского бога Хадада.

В дамасской мечети были использованы строительные материалы и архитектурные детали предшествующего здания, в частности его стройные мраморные колонны с коринфскими капителями. Однако вытянутый прямоугольный план христианской базилики был реши­тельно переориентирован согласно особенностям арабского зодчества. Внутреннее пространство устремлялось теперь не в глубину, следуя продольному движению колоннады, а в ширину. Три ряда двухъярус­ных аркад на колоннах пересекли движение к южной стене с михраба-ми. Светлый зал мечети, все части которого равны по высоте, просмат­ривается в разных направлениях. Это уже новый тип здания. Простран­ство молитвенного зала статично, не имеет четкого центра, может быть продолжено в разные стороны, создает настроение созерцательности. Северная аркада зала (в настоящее время арки забраны деревянными стенами и цветными витражами) открывалась в большой прямоуголь­ный двор с двухъярусными аркадами. Образ мечети Омейядов, щедро и с изысканным вкусом украшенной инкрустациями из мрамора, моза­иками и позолотой капителей колонн, производил ошеломляющее впе­чатление на современников, вызывал подражания...

(Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. С. 16—21)

О южноарабских Характерной особенностью южноарабского города городах является компактность застройки и высокие дома.

В Фустате были пяти-, семи- и даже восьмиэтаж­ные дома, причем первый этаж, как правило, был нежилым. Зачастую в одном таком доме жили 200 человек... Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары. Каждая из этих трех час­тей была укреплена своей стеной, а между мединой и наружными квар­талами всегда бывали трения. Властители строили себе рядом со сто­лицей отдельные резиденции...

(Мец А. Мусульманский Ренессанс. С. 377—379)

Дома и дворцы Раскопки в Самарре познакомили нас с типом по­стройки месопотамского дома III/IX в. Дома Самар-ры построены по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или из переулка в просторный прямоугольный двор, спланированный в излюбленной пропорции 2:3. По короткой стороне двора лежит Т-образный главный зал с небольшими комнатами по углам. В осталь­ной же своей части двор окружен рядами прямоугольных жилых и хо­зяйственных построек. В большинстве домов бывает еще несколько не-

467

больших смежных дворов с хозяйственными помещениями. Во всех домах есть бани и канализация, нередки и колодцы... В ряде случаев бывали открытые беседки с колоннами и подвальные жилые помеще­ния с вытяжными каминами... Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная, рельеф искуснейшим образом использо­вался под террасы. Количество помещений в одном доме доходит до пятидесяти... Окна встречаются, они были застеклены большими цвет­ными круглыми стеклами от 20 до 50 см в диаметре...

Говорят, что персидские шахи отдыхали в часы полуденного зноя в комнате с двойными стенами, между которыми был набит лед. Так же, как передают, обстояло дело и у Омейядов, однако позднее, при ал-Мансуре, появился новый способ добиваться прохлады. Растягивали очень грубый войлок и по нему пускали литься воду, которая, испаря­ясь давала прохладу. Первое время войлок натягивали поверх палат­ки, а позднее — над жалюзи. Во дворце 'Адуд ад-Даула в Ширазе вой­лок непрерывно поливался из укрепленных сверху труб...

К концу III/IX в. стали возникать причудливые затеи, быстро рас­пространявшиеся от одного двора к другому, — они явились как бы предшественницами начинающейся в литературе манерности. Так, в тулунидском дворце в Египте был устроен пруд из ртути, площадью 50 х 50 локтей. По углам пруда высились столбы из массивного сереб­ра, на которых при помощи серебряных колец были укреплены шелко­вые шнуры, державшие надутый воздухом кожаный матрац; на этом ложе обычно спал повелитель...

У Тулунида Хумаравайхи эта египетская традиция сочеталась с тюркской страстью к цветам, что сделало его крупнейшим специалис­том по садоводству среди мусульманских правителей. На учебном пла­цу своего отца он велел высадить всевозможные сорта цветов и деревь­ев. Там имелись экземпляры редкой прививки, например, миндаль был привит на абрикосовые деревья; различные сорта роз, красный, голу­бой и желтый лотос. Высев цветов производился в виде разных картин и начертаний слов, а садовники обязаны были с ножницами в руках заботиться, чтобы ни один лист не торчал отдельно от других. Пруды, фонтаны, искусственные родники и — как это уже имело место в ан­тичном египетском садовом стиле — павильоны, которые оживляли парк. ...Стволы пальм облицовывали вызолоченными металлическими пластинками — вот где сказывались вкусы древнего Востока! Еще пер­сидские цари давали аудиенции в тени платанов, целиком облицован­ных серебром. Так же и в «новом павильоне» Багдада вокруг пруда из олова стояло 400 пальм, все одинаковой высоты в 5 локтей, стволы ко­торых до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным вызолоченными металлическими обручами.

(Мец А. Мусульманский Ренессанс. С. 349—353)

468

Мавританская Основание Альгамбры связано с именем первого архитектура- эмираГранадыИбналь-Ахмара(1238-1273).Одна-Альгамбра ко дошедшие до нашего времени дворцовые и адми-

нистративные сооружения относятся к XIV веку...

Дворцовые постройки составляют небольшую часть комплекса, ко­торый включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, сады, скла­ды и кладбище. На западном склоне холма расположена его самая ста­рая часть — Алькасаба (от арабского касба — «крепость»)... Алькасаба входит в общую оборонительную систему, плотным кольцом длиной 1400 метров замыкающую холм аль-Сабика. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует могу­чая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров. В крепостную ли­нию Альгамбры включены многие другие башни, с некоторыми из них связаны поэтичные легенды.

Фердинанд Арагонский отдал в 1515 году специальный приказ о сохранении Альгамбры — «столь исключительного и великолепного сооружения». Но уже в 1526 году его внук Карл V начал возводить внутри ансамбля огромный дворец в стиле итальянского Ренессанса. Сооружение тяжеловесной королевской резиденции не смогло все же нарушить единства ансамбля.

В истории дворцового зодчества мусульманского средневековья сохранность Альгамбры, при всех ее невосполнимых потерях и пере­стройках, вызывает глубокое изумление. Альгамбра — высшее вопло­щение художественных особенностей мавританского искусства, одно из сокровищ мировой культуры.

Парадной резиденцией гранадских правителей был дворец Кома­рес, центральную часть которого занимает двор с прямоугольным во­доемом, обсаженным по длинным сторонам миртовыми деревьями. На восточной и западной сторонах этого двора, названного Мирто­вым Двором, тянутся гладкие плоскости побеленных стен с двойны­ми окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на стройных невысоких колоннах. С севера возвышается мощная золотисто-розо­вая башня Комарес, внутри нее помещается великолепный Зал По­слов, где находился трон халифа. Зодчий сумел органично объеди­нить башню с легкими, напоенными светом формами открытого дво­ра. Огромная роль здесь принадлежит зеркальной, поднятой почти до уровня пола поверхности водоема. Отражая в изменчивом прелом­лении башню Комарес и архитектуру Альгамбры, темную зелень мир­та и небо, водоем создает чувство простора, расширяет пространство. В архитектуре Миртового Двора преобладают четкие прямые линии, большие гладкие плоскости. Композицию объединяет строгая гори­зонталь деревянного карниза. Все полно гармонии, благородства и ясного покоя...

469

Прекрасный купол Зала Двух сестер составлен из пяти тысяч ста­лактитовых ячеек на основе точнейшего расчета и создает совершенно фантастическое впечатление. В слоистой структуре купола есть что-то зыбкое, неуловимое; впечатление подвижности, парения усилено све­том из нижних окон. Вдоль изразцовой панели Зала Двух сестер идут включенные в медальоны стихи придворного поэта Ибн Зумрука. За пышной вычурностью стиля угадывается восхищение поэта красотой дворца, портиков, аркад, двора-сада, капителей колонн, узоров, покры­вающих стены как драгоценные ткани, и особенно купола — образа не­бесного свода.. Включение поэтических строк в убранство Альгамбры наполняет ее покои жизнью звучащего слова. «Говорящие» надписи обращаются нередко к зрителю в первом лице: «Я — сад, который ук­расила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту», «Когда стемнеет, представь себе, что я мир более высокий, чем все системы звезд». Надписи украшают фонтаны, тонкие сверкаю­щие струи которых оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн, а в садах перекидывают через бассейны как бы непрерывную сеть во­дяных арок (сады Хенералифе). Идущая с гор по мавританским под­земным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, пробегает светлыми ручейками в специальных желобках, устроенных в мраморных плитах пола, и наполняет залы, дворы, сады немолчным журчанием. Архитектура Альгамбры органично включает в себя эле­менты природы. Горный воздух Гранады, ее свет, которые входят в про­странства дворов и проемы окон, голубой свод неба, отраженный плос­костями водоемов, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечно­зеленые кустарники, множество цветов с сильным душистым запахом образуют особую поэтическую среду. Природа обращена к человеку своим щедрым, благосклонным и прекрасным ликом. Вместе с тем при­рода в стенах Альгамбры преображена, возведена в ранг искусства, под­чинена разумной упорядоченности. Вода заполняет бассейны правиль­ной геометрической формы, падение ее струй точно рассчитано, деревья и кусты подрезаны, маршрут прогулок строго ограничен расположе­нием садовых дорожек.

(Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. С. 65—70)