logo
Гриненко

Быт и нравы

Уже в древние времена сформировались не только кастовая система, но и представления о должном поведении людей различных каст. И по-види­мому, уже в период Упанишад сложилось представление о четырех этапах в жизни каждого мужчины, принадлежащего к трем высшим кастам. Это уче­ничество, жизнь домохозяина (главы семьи), жизнь отшельника и странству­ющего аскета.

О правилах Закон для брахмана — учение, обучение, жертво-

поведения приношения для себя и для других, раздача даров и

их получение. Закон для кшатрия — учение, жерт­воприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи — учение, жертво­приношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. За­кон для шудры — послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.

Закон для домохозяина — добывание средств к жизни соответству­ющей ему работой, брак в равной"семье, но с разными предками, (после брака) половые сношения в установленное время, раздача даров богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.

Закон для ученика — учение, поддерживание священного огня, омо­вения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его

205

смерти — сыну учителя или соученику. Закон для удалившегося в лес — половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в анти-лоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища. Закон для странствующего отшельника — обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, от­сутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутрен­няя. Закон для всех — отсутствие насилия, правдивость, чистота, неза­вистливость, незлобивость, прощение и терпение. Соблюдение (каж­дым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст.

Поэтому пусть царь не допускает нарушения своего закона живы­ми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Ведь мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет.

(Артхашастра. С. 18)

Семья В Древней Индии были известны как полигамия (много-

женство), так и полиандрия (многомужество), причем в последнем случае имела место женитьба на одной женщине нескольких бра­тьев. Распространенной была и моногамная семья (один муж — одна жена). Браки обычно заключались внутри своей варны, но допускались и межкасто­вые, чаще всего это был брак мужчины более высокой касты с девушкой более низкой касты. Браки между близкими родственниками запрещались, допус­тимы были браки только при родстве в третьем-четвертом поколении. По-ви­димому, с начала н.э. получают распространение детские браки. К браку отно­сились как к религиозной обязанности, так как он позволял уплатить долг предкам, произведя детей. Людей, не вступивших в брак, презирали, их счи­тали непригодными для религиозных действий.

В Древней Индии признавалось существование 8 способов вступления в брак; первые два в приведенном ниже списке осуждались, следующие два допускались, последующие четыре одобрялись; в целом список построен по принципу: от худ­шего к лучшему, т.е. худший — первый способ, а наилучший — последний.

1. ...Когда мужчина тайком овладевает девушкой, которая спит, на­ходится и бессознательном состоянии иЛи опьянении, то это называет­ся способом пайшача...

2. ...Увод девушки силой, в то время как она кричит и плачет, сопро­вождаемый убийством... ее родственников, называется браком ракшаса...

3. ...Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, проис­ходящий из желания, называется гандхарва...

4. ...Выдача дочери, когда жених дает имущество родственникам и невесте, столько, сколько может, и добровольно, называется формой брака асура. Главным основанием этого вида брака были деньги, он был в большей или меньшей степени куплей...

206

5. Праджапатья. Само название праджапатья указывает, что супруги вступают в торжественный союз для освобождения от своих долгов Праджапати, т.е. ради рождения детей.

6. Арша. Согласно этой форме, отец невесты получал от жениха пару коров или две пары для целей, предписанных дхармой, т.е. для совер­шения жертвоприношения. С упадком практики жертвоприношений эта форма брака вышла из употребления.

7. Дайва. ...По этой форме отец отдавал девушку с украшениями жрецу, совершающему жертвоприношение. Эта форма существовала в основном у трех высших варн. Люди считали похвальным отдавать сво­их дочерей замуж за жрецов...

8. Брахма. Наиболее похвальной формой брака считалась брахма... Она называлась так потому, что была подобающей для брахманов. При этой форме девушку выдавал отец, давая столько украшений, сколько мог, мужчине, обладающему характером и ученостью, которого он сам приглашал по своей воле и принимал с почетом, не беря ничего взамен.

...Какова бы ни была форма совершения брака, нужны были рели­гиозные церемонии, чтобы сделать брак действительным...

Религиозная идея была главной в жизни индийцев. Не так важно было, как пара соединялась, но если соединялась, то узы должны были быть освящены и таким образом союз сделан продолжительным. Пред­полагалось, что свадебная церемония придает святость брачным узам. Считалось необходимым, чтобы она совершалась в любом случае.

Требования к жениху:

Первым требованием к жениху было завершение его ученичества... Прежде всего надо обратить внимание на возраст, а потом уже на дру­гие качества. Какой толк от других качеств мужчины, если он миновал брачный возраст? Жених должен быть смиряющим свой гнев и весе­лым. Во внимание принимались также богатство, красота, ученость, разум, положение семьи. Последнее было самым главным... Среди не­достатков жениха перечислялись старость и уродство.

Требования к семье жениха и невесты:

Всегда следует заключать брачные союзы с теми, которые чисты благодаря их делам, совершенным в соответствии с предписаниями шрути и смрити, происходят из хороших семей и твердо соблюдают благочестие, связаны родственными отношениями с благородными се­мействами и достигли возвышения, которые довольны, благородны, приятны, безгрешны и справедливы, лишены алчности, пристрастнос­ти, ненависти, гордыни и ослепления, которые не подвержены гневу и всегда спокойны... Из некоторых семей по моральным и физическим причинам не рекомендовали выбирать невесту. Следует избегать сле­дующих десяти семейств, как бы они ни были богаты: ...Пренебрега­ющих исполнением обрядов, лишенных мужчин, в которых не изуча­ются веды, (члены которых) волосаты, подвержены геморрою, чахот­ке, плохому пищеварению, падучей, белой и черной проказе. Следует

207

также избегать семейств, страдающих от заразных болезней или зара­женных... Моральные препятствия следующие: ...Следует старательно избегать тех семейств, среди которых есть воры, обманщики, импотен­ты, неверующие, живущие незаконными средствами, уроды, склонные к ссорам, государственные преступники, кормящиеся на похоронах, па­стухи, люди с дурной репутацией; семейств, женщины которых или бесплодны, или рожают только девочек и убивают своих мужей. При­чиной особой заботы, уделяемой испытанию семейства, было прежде всего желание получить наилучшее потомство...

Возраст невесты:

...Тридцатилетний мужчина должен жениться на двенадцатилетней девочке, а двадцатичетырехлетний на восьмилетней девочке, и немед­ленно, если дхарма терпит ущерб, вероятно, этот стих может рассматри­ваться как высказывание в пользу ускорения свадьбы даже с несовер­шеннолетней девочкой. Но в более поздние периоды, ...безусловно, пред­писывались детские браки... Добродетельному чистому мужу следует отдавать девочку еще незрелую, а если она достигла зрелости, не следу­ет отказывать даже недостойному мужчине. ...Девушку также следует отдавать замуж еще ребенком: ...Отец пусть отдает свою дочь красивому мужу, когда она еще ребенок. А если не отдает, на него падет грех. Лю­бым способом пусть выдает замуж свою дочь в возрасте от четырех до десяти лет. Ее следует отдавать замуж, пока она не знает женской стыд­ливости и играет в песочек. А если не выдает, отец совершает грех...

Требования к невесте:

Ману (111,10) говорит: «Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или сло­на, нежные волосы на теле или голове, красивые зубы, нежные члены»... «Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, бо­лезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую» (Ману, III, 8). «Вишну-пурана»... перечисляет и другие телесные недо­статки невесты: «Не следует жениться на женщине, у которой растут борода и усы, на мужеподобной, с хриплым голосом, на^язвительной. Умный человек пусть не берет в жены девушку, чьи веки не опускаются, подслеповатую, чьи бедра волосаты, чьи лодыжки слишком торчат, чьи щеки впалы, увядшую, страдающую от желтухи, чьи глаза красны, руки и ноги слишком тонкие. Пусть не женится на девушке, которая слиш­ком низкая или слишком высокая, которая не имеет бровей, у которой зубы редки и рот безобразный». Неуклюжее и неблагоприятное имя так­же являлось отрицательным качеством девушки...

(Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. С. 146—174)

Санскары (обряды Вся жизнь индийца сопровождалась обрядами (таин-или таинства) ствами), которыми отмечались важнейшие моменты его

земного существования. Важнейшими из этих обрядов

были следующие.

208

1. Санскары, совершаемые до рождения ребенка: а) обряд, должный обес­печить успешное зачатие ребенка; б) обряд, должный обеспечить зачатие маль­чика; в) обряд разделения волос.

2. Санскары детства: обряд в связи с рождением ребенка; в наречение име­ни; первый вынос ребенка; первое кормление; обряд стрижки; обряд прока­лывания ушей.

3. Санскары обучения.

4. Свадебные церемонии.

5. Похороны.

(Изложено по: Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды)

Литература

Артхашастра. М.:Наука, 1993.

Атхарваведа: Избранное / Пер. Т.Я.Елизаренковой. М.: Наука, 1977.

Ашвагхоша. Жизнь Будды // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Дра­мы. М.: Худож. лит., 1990.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука. Религия. М.: Наука, 1980.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.

Бонгард-Левин Г. Калидаса и его судьба в России // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990.

Бонгард-Левин Г. Проповедник, поэт, драматург //Ашвагхоша. Жизнь Буд­ды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990..

Бхагаватгита// Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1 Кн. 1. Аш­хабад: Ылым, 1978.

Джатаки, или сказания о подвигах Бодхисаттвы. СПб.: Изд-во Черныше­ва, 1993.

Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М.: Дет. лит., 1986.

Дхаммапада/ Пер. В.Н. Топорова. Рига.: Угунс, 1991.

Законы Ману // Хрестоматия по древней истории: В 2 т. / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1936.

Калидаса. Шакунтала // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Худож. лит., 1990.

Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Искусство, 1978.

Надпись царя Ашоки // Хрестоматия по древней истории: В 2 т. / Под ред. акад. В.В. Струве. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1936.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М.: Высшая школа, 1990.

Потоп // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.

Радхакришнан С. Индийская философия. М.: МИФ, 1993.

Ригведа: Мандалы I—VI / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989.

Ригведа, X, 129 // Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М.: Наука, 1982.

Упанишады: В 3 т. / Пер. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1992.

Чаттерджи С.,ДаттаД. Индийская философия. М.: Селена, 1994.

Штейнпресс Б.С., Ямполъский ИМ. Энциклопедический музыкальный сло­варь. М.: Сов. энцикл., 1966.

Исторический Уже с V тыс. до н.э. на территории Китая появляются по-очерк селения. Древнейшие города-государства возникают во

II тыс. до н.э., важнейшее место среди них занимает «Вели­кий город Шан», которому удалось объединить значительные территории. Ди­настия Шан в XVII в. до н.э. получила название Инь. Правитель носил титул «вон», был верховным жрецом и верховным военачальником. Его власть была ограничена советом знати и народным собранием.

На рубеже II—I тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название Западно­го Чжоу, это было еще не единое государство, а совокупность отдельных, бо­лее или менее крупных государств. Из-за частых военных конфликтов с по­лукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название Восточ­ное Чжоу.

В IV—III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными цар­ствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинъ наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228—221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на админи­стративно-территориальные округа, создание централизованных органов уп­равления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китай­ской стены.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результа­те народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская ди­настия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями по­встанцев в конечном счете одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он полу­чил титул «вана Хань» и стал основателем новой династии Хань, просуще­ствовавшей до 220 г. н.э.

210