logo
Гриненко

Научные знания

Эпоха Возрождения есть эпоха, во многом подготовившая зарождение со­временной науки, на которой базируются достижения всей современной ци­вилизации. Именно в Возрождение возникает стремление к рациональному осмыслению всего созданного, поиску теоретических основ в любой форме дея­тельности. Так, изучение античной литературы породило классическую фи­лологию, в среде художников (Брунеллески, Донателло, Мазаччо) разраба­тывается теория линейной перспективы, а Леонардо да Винчи вводит поня­тие воздушной перспективы и т.д. Методы рационального анализа были распространены даже на религию: протестантские теологи в своем анализе ре­лигиозных идей и текста Священного писания опирались на методологию, выработанную классической филологией, а девиз М. Лютера «каждый имеет право сам читать и истолковывать Библию» предполагает невиданное в Сред­невековье уважение к силе человеческого разума.

В этот же период принципиально изменяется картина мира: сначала пред­ставления о Земле (благодаря географическим открытиям), а несколько по­зднее — и о Вселенной. Публикация в 1543 г. книги Николая Коперника, а затем дальнейшее развитие астрономии Иоганном Кеплером, Джордано Бру­но, Галилео Галилеем и др. стали серьезным ударом не только по аристоте-левско-птолемеевской картине мироздания, но и по авторитету церкви, при-

630

нимавшей эту картину, и что самое главное — по самому догматическому ме­тоду мышления. На смену веры в авторитет церкви приходит вера в авторитет науки. Но утвердится она по-настоящему только в Новое время. Насколько непрост был этот процесс, ярко показывает случай с Галилеем, к которому однажды пришел монах — посмотреть на небо в созданный Галилеем телескоп. Глянув в телескоп и увидя своими глазами что-то из открытий Галилея (пят­на на Солнце? горы и моря на Луне?), монах перекрестился и закричал, что на другом конце этой трубы сидит черт, искажая изображение — дабы ввести в заблуждение верующих!

Особую роль в дальнейшем развитии науки сыграла разработка эксперимен­тального метода исследования, в чем главная заслуга принадлежит Галилею.

О мореплавании В VIII веке в Китае и в XIII веке в Европе появилось рулевое управление современной конструкции. Руль начали прочно навешивать на ахтерштевень, являющийся продолжени­ем киля и образующий таким образом единое целое со всем судном. Его устанавливали на достаточной глубине под водой, чтобы укрыть от ме­шающего действия волн. Теперь можно было сделать руль довольно боль- шим по размерам и строить более крупные корабли с хорошими море- ходными качествами, позволявшими плавать и против ветра. Усовер­шенствование рулевого управления позволило улучшать оснастку судов (очень медленно развивавшуюся после падения Римской империи), пол­ностью завершенную к XV веку. За период с XIII по XV век в развитии мореплавания было сделано больше, чем за предшествующие четыре , тысячелетия. Со времени появления первых парусников до конца древ­него мира навигация развилась от речного плавания лишь до пересече­ния Средиземноморья и каботажного мореходства вдоль побережий кон­тинентов (если не считать одного случая пересечения с попутными мус­сонами Индийского океана). И только в 1492 году, спустя два-три столетия после появления в Европе современного рулевого управления, человеку удалось пересечь Атлантический океан.

Компас — еще один важный вклад... в развитие мореплавания — тоже раньше появился в Китае. Там начиная уже с I столетия до н. э. постепенно накапливались сведения о свойствах магнитных стрелок, «использовавшихся» при гаданиях, пророчествах и т.п. Китайские мо-реплаватели стали пользоваться компасом с XI или самое позднее с на-чала XII века. Европейский компас появился к концу XII столетия и по своей конструкции настолько отличался от китайского, что едва ли мог быть его простой копией. Не исключено, что мысль о компасе была подсказана сообщениями (поступавшими, вероятно, через страны ис- лама) о том, что уже было сделано в Китае...

Уже в 1530 году предпринимались попытки создать механические часы. Но на этом пути стояло много трудностей. Существовавшие в то время часы с балансовым шпиндельным спуском не обеспечивали дос­таточно точного хода. Первым шагом к созданию надежных часов было включение в их механизм маятника в качестве регулятора. В 1581 году

631

Галилео Галилей (Италия) открыл, что период колебаний маятника с небольшим размахом не зависит от амплитуды этого размаха. В 1641 году он сконструировал маятниковые часы, предназначавшиеся для исполь­зования в навигации. После смерти Галилео их частично построил его сын в 1649 году. Гюйгенс (Голландия) посвятил работе над маятнико­выми часами около двадцати лет своей жизни (помимо другой широкой деятельности), пытаясь приспособить их к нуждам мореплавания. Он дополнил их многими ценными приспособлениями и начиная с 1657 года создал несколько часов повышенной точности. Но все его попытки, как и многие последующие усилия других механиков, не приводили вплоть до 1726 года к достижению основной цели — заставить маятник правиль­но качаться в условиях качки судна в открытом океане.

(Лилли С. Люди, машины и история. С. 68—87)