logo
Гриненко

Книги и библиотеки

Книга занимала важное положение в христианском богослужении. Евангельские тексты непосредственно читались священником в про­цессе литургии. Уже IV век ознаменовался широким распространени­ем кодекса — рукописи, состоящей из отдельных сброшюрованных листов, — который пришел на смену античному свитку. Античная ил­люстрация — свободный изобразительный комментарий на полях ма­нускрипта. Кодекс с упорядоченным форматом страницы предъявлял более жесткие требования к композиции миниатюры: она теперь не только комментировала текст, но и украшала рукопись. Обрамление страницы открывало путь к превращению иллюстрации в замкнутое в себе самом произведение, в своего рода картину. В V веке большое рас­пространение получили «пурпурные» кодексы — роскошные мануск­рипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром. Одним из древнейших пурпурных кодексов является Венская Библия. Она была исполнена, вероятно, в Антиохии в середине VI века...

В манускриптах XI столетия установилось новое отношение изоб­ражения и текста, предпосылки для которого создало появление в IX веке строчного письма — минускула. Оно изменило облик рукопис­ной страницы. В противовес статичности и монументальности букв ма­юскула (унциала) пришли более дробные и подвижные ритмы, кото­рые рождались из чередования малых и больших букв, самого характе­ра их начертания. В рукописях последней четверти XI века было достигнуто удивительное равновесие иллюстраций и текста, их образ­ного и графического единства. Помимо страничных иллюстраций воз­рождались миниатюры на полях, лист дробился на множество мелких сцен и изображений, фигуры вплетались в текст, образовывали очер­тания букв. Заставки и инициалы воспринимаются на фоне строк, ис­полненных подчас пурпуром и золотом, как ювелирные изделия на зла­тотканой парче, краски подражают широко распространенным в эту

491

эпоху драгоценным эмалям. Дробность мелких изображений вносит в искусство черты интимности; декоративное и драгоценное влечет к себе миниатюриста не менее, чем догматическое и духовное.

(Тяжелое В.Н., Сопоцинский О.И. Искусство. Средних веков. С. 40, 90—99) С XI в. для письма в Византии стала использоваться бумага.