logo
Гриненко

Философия

Средневековая европейская философия получила название «схоластика» (от «схола», т.е. школа), поскольку до появления университетов в XIII в. раз­витие философии шло в школах при соборах и монастырях. В истории схола­стики выделяются следующие периоды, в целом соответствующие общей пе-

532

риодизации Средневековья: это предсхоластика — V—VIII вв. («эпоха Вели­кого переселения народов», или «темные века», когда развития философии практически не было), ранняя схоластика — IX—XII вв., зрелая, или высокая, схоластика — XIII в. и поздняя схоластика — XIV—XV вв. Существовавшая в эпоху безусловного господства в общественной жизни христианства, схолас­тика естественно заняла место «служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование религиозных истин. Это положение «слу­жанки», представляющееся современному человеку унизительным, в те вре­мена считалось, напротив, весьма высоким. Вся средневековая культура была пронизана идеей служения. И чем более высокое положение в иерархической структуре общества занимал сюзерен, тем почетнее было ему служить. Но высшим сюзереном, стоящим даже над королями, был Бог. Теология — наука о Боге — занимала высшее место среди всех наук, а философия как ее служан­ка — соответственно, второе.

В период ранней схоластики христианская философия в основном опира­лась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм, а точнее, даже . неоплатонизм, в духе христианства. Благодаря крестовым походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг, вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет европейцам познакомиться с широким кругом философских идей как античных (греческих и римских) философов, так и средневековых арабских и еврейских ученых. В XII—XIII вв. в Европу попадают труды Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и многочисленные комментарии к ним арабских и еврейс­ких авторов. Св. Фома Аквинский — крупнейший философ эпохи — сумел достичь синтеза аристотелизма и христианства. Постепенно его учение (то­мизм) получает всеобщее признание, и Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в философии.

Фома Аквинский Фома Аквинский (Аквинат) (1225/1226-1274 гг.)— О философии крупнейший представитель средневековой европейской

И Откровении схоластики. Уже при жизни ему был присвоен титул «ан-

гельский доктор», в 1323 г. он был причислен к лику свя­тых, в 1567 г. признан «отцом церкви». В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII томизм был провозглашен официальной философией католической церкви. Родом из Знатной графской семьи, он еще в молодости становится монахом нищенствующего Ордена доминиканцев. Учился в Париже, а затем в Кельне у выдающегося философа и теолога Альберта Больштедского (Великого), за­тем сам преподавал в Париже и других местах. Два его крупнейших произве­дения — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх фило­софских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на Божественном Откро­вении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотне­сен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не под­дается постижению разумом; в соответствии со словами Исайи...: «Око не зрело, Боже, помимо Тебя, что уготовал Ты любящим Тебя». Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соот-

533

носили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через Божественное Откровение.

Притом даже и то знание о Боге, которое может быть добыто челове­ческим разумом, по необходимости должно быть преподано человеку через Божественное Откровение, ибо истина о Боге, отысканная челове­ческим разумом, была бы доступна немногим, притом не сразу, притом с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в Боге. Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успе­хом, и с большей уверенностью, необходимо было, чтоб относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в Откровении.

Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на Откровении.

(Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 824—825)

Из «О презрении Иннокентий III (граф Сеньи) — папа римский с 1198 по

к миру, или 1216 г. Именно в его понтификат был совершен кресто-