logo
Гриненко

Из Дабистан-иМазахиб

В одном месте из книги «Диснад» Маздак (Мани. — Сост.) говорит: «Бытие имеет два начала: шид и тар, то есть свет и тьма, и истолковыва­ет их как Йаздан и Ахриман». И еще говорит: «Действия света осуще­ствляются по свободной воле, а действия тьмы — случайно. Свет — зна­ющий и чувствующий, тьма безрассудна. Соединение света и тьмы слу­чайно, и освобождение света от тьмы также [будет] случайно, не по свободной воле. Все это, что есть в мире доброго, исходит от света, а зло и порок — от тьмы. Когда частицы света отделятся от тьмы, соединение распадется, — это и есть "воскресение"».

Еще в той же книге Маздак говорит:

«Начальных стихий и основ три: вода, земля и огонь; и когда они смешиваются вместе, из их смешения появляется двигатель добра и зла: то, что возникает из его чистоты, есть двигатель добра, а то, что подни­мается из его нечистоты, есть двигатель зла»...

«То, что не согласуется со светом, и все то, что согласно с тьмой, есть ненависть, борьба и распря. И большей частью причиной к стол­кновениям у людей бывает имущество и женщины: следует сделать женщин свободными от запрета и имущество доступным, и всех лю­дей сделать сотоварищами в отношении богатства и женщины, подоб­но тому как они являются сотоварищами в отношении огня, воды и травы»...

Маздак сказал:

«Это недостойно и несправедливо, что один обладает высоким са­ном, а другой неимущ и беден: является обязательным для благочести­вого мужа разделить свое богатство (деньги, золото) поровну с едино­верцем и — а также считает и обычай Зардушта — послать ему свою жену, чтобы он не остался без участия в удовлетворении чувственного желания. Но если единоверец окажется неспособным в накоплении богатства и расточительным, злодеем или помешанным, его следует заключить в доме и уделять ему необходимое из еды, одежды и постель­ных принадлежностей.

Каждый человек, не согласный с этим положением, является, сле­довательно, носителем зла: следует, чтобы они брали у него силой».

(Дабистан-и Мазахиб. С. 186—188)