logo
Гриненко

Мультимедиа

Термин «мультимедиа» восходит к латинским словам multum (много) и media, medium (средоточие, средство, способ), дословнб «мультимедиа» означает «многие среды»! В большинство современных языков этот тер­мин вошел с английского, где возник в результате соединения «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) — «multymedia». Поэтому иногда его произно­сят как фонетическую кальку английского слова — «малтимедиа».

Идеологи постиндустриального общества в своих социально-фило­софских построениях, отмечая специфику информационного общества, именуют его обществом «третьей волны». Если первая волна определя­ется доминированием технологий агрикультуры, вторая — индустриаль­ными технологиями, то третья — технологиями электронной культуры.

740

Характерным признаком третьей волны является культ знания, отож­дествление уровня культуры с количеством и качеством информации, системой ценностей, доступных человеку для ее практического приме­нения. С этой точки зрения прогресс культуры совпадает с накоплением информации, ее созданием, освоением и распространением.

Смена медиатехнологий означает смену парадигмы, что влечет за собой смену технологий культурной коммуникации. Не являются ис­ключением и мультимедийные технологии. Они формируют особую социокультурную и технологическую возможность для создания сверх­насыщенного информационного поля, которое практически повсемест­но окружает современного человека. В эпоху электронных преобра­зований увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, наступает век «цифрового Ренессанса», в котором люди получают раз­личные типы культурной информации в качестве нового ресурса акти­вации интересов и уровня компетентности с помощью самых разнооб­разных средств, в том числе и электронных.

Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, позитивно и стимулирующе воз­действует на культуру, на всех, кто активно обращается к их услугам. Мультимедиа, совершенствуясь и оттачивая свой язык, начинают обособляться от тех искусств и технологий, которые вызвали их к жиз­ни. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что нашу эпо­ху будут знать как время, когда человек постигал современные инфор­мационно-коммуникативные технологии, влияющие на его восприя­тие культурных текстов и артефактов. При этом зачастую молодое поколение овладевает новыми технологиями лучше, чем взрослое. Так, 61% детей когда-либо помогали осваивать Сеть взрослым, в том числе своим родителям и учителям. В этом смысле очень точно заключение А. Милле: «Те, кто моложе, быстрей всего приспособятся, недоумевая, почему нам, представителям старшего поколения, так трудно перестро­иться. Нам же понадобится и специально готовиться, может быть, про­ходить в учебном заведении по месту жительства курсы "цифрового языка как второго и иностранного". Если мы все усердно займемся этим вопросом и если повезет, то мы можем стать последним поколением, которое на цифровом языке говорит с акцентом».

Как любое прогрессивное явление, мультимедиа несет с собой на­ряду с огромными завоеваниями и негативные моменты. Так, при его несомненных преимуществах как средства обучения (возможность со­четания логического и образного способов освоения информации; ак­тивизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) нельзя не отметить такие факты, появляющиеся в результате три­умфального вхождения Сети в реальную практику образования, как: мозаичность культуры, пришедшей на смену просветительской моде-

741

ли культуры; эклектичность сферы знаний в противовес системному мировоззрению; ориентация на репродуцирование вместо творчества. К недостаткам «виртуальной культуры», задающим новые проблемы, относят также и: 1) труднодоступность нахождения определенной ин­формации, 2) неточность ряда материалов, 3) обилие рекламы, приво­дящей к «информационному шуму», и др....

Благодаря одновременному воздействию на потребителя гра­фической, аудиальной (звуковой) и визуальной информации, мульти­медийные средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, так и в практику информационных учреждений и в домашний досуг. Отдельным направ­лением развития мультимедийных средств является их использование в так называемых «бизнес-приложениях» — программах для специа­листов различного профиля...

Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде всего тем, что:

1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);

3) их существенной особенностью является интерактивность — ак­тивное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их вза­имовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет-про­дукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом;

4) наличием гипертекста.

Однако чисто компьютерная, «техническая» составляющая муль­тимедиа не является ее единственным признаком...

Американские исследовательницы Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмей-стер, Анжела М. Чеснат... трактуют мультимедиа как «комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культу­ру». При этом характер этих влияний может быть различным. Муль­тимедиа может улучшить способ работы (повысить эффективность и производительность), а может изменить используемые методы комму­никации, что, безусловно, не может не влиять и на самого человека. В этом смысле прав Ж. Бодрийяр: «Человеческое, слишком человеческое, и функциональное, слишком функциональное, действуют в тесном со­общничестве: когда мир людей оказывается проникнут технической целесообразностью, то при этом и сама техника обязательно оказыва­ется проникнута целесообразностью человеческой — на благо и во зло».

Будучи информационно-коммуникационной технологией, мульти­медиа позволяет преодолевать физическое пространство и через ин­тенсификацию обмена информацией способствует постепенному ни-

742

велированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате муль­тимедийные и, в частности, Интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют российскому, и не только россий­скому, сообществу все более свободно интегрироваться в мировые куль­турные процессы.

Мультимедийные средства обладают большим постоянно развива­ющимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые раз­нообразные и действенные формы и методы самореализации.

Тотальная технологизация охватила все сферы жизнедеятельности современного общества. Непременная установка на прогресс и инно­вацию, заложенные в самой логике развития технологий, должны по­зитивно и стимулирующе воздействовать на культуру и искусство, все активней обращающихся к их услугам...

В настоящий момент современные информационно-коммуникаци­онные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интер­нет, становятся все более эффективным средством как реализации ин­дивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллек­тивного сотрудничества для решения общих проблем. Образование на основе совместных интересов локальных и интернациональных сооб­ществ благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (культурные и арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом ускоряет развитие культуры и общественных связей, делает их динамичными.

Отличительной чертой современных информационных, прежде все­го мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антрополог гическую функцию информационные технологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутрен­него мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его осмысления.

Рассмотренная ситуация — результат таких достижений технологий информационного общества, как изобретение аппаратуры «виртуальной реальности» и превращение Интернета в глобальную компьютерную сеть. И в том и в другом случае речь идет не столько об особенностях той аудиовизуально-тактильной среды, в которую погружает пользователя аппаратура виртуальной реальности, или о конкретных возможностях общения, получения информации, трансакций и т.д., которые предо­ставляет сегодня Интернет потребителю, сколько о том необычном ра-

743

курсе рассмотрения, казалось бы, достаточно удаленных от сферы ин­формационных технологий проблем, само возникновение которого было спровоцировано именно этими технологическими новшествами...

Принципиальным отличием информационального общества от ин­дустриального является то, что в нем главное — не попытка насытить­ся производством товарной массы из всех доступных сырьевых источ­ников, а богатство знаний, черпаемых из информационных ресурсов в целях максимального использования высокоразвитой техники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества...

Совершенно очевидно, что в информационный век увеличивается социальная и культурная роль мультимедиа, наступает век цифрового Ренессанса, в котором люди получают знания в качестве нового ресур­са. Мультимедиа позволяет говорить о новой трансформации общества.

(Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. С. 3—17)