logo
Гриненко

Быт и нравы

Пища Основу рациона древних китайцев составляло зер-

но. Не случайно в могилу с умершим в ханьское время клали миниатюрные модели зерновых амбаров: в загробном мире души усопших нуждались в хорошей привычной еде. В надписях на таких моделях указывалось, какое именно зерно хранилось в них. В счет ежемесячного довольствия солдатам и их семьям выдавались пше­ница, ячмень, просо, чумиза, гаолян.

Вареная пшеница составляла основу повседневного рациона про­столюдинов. Принимая гостей, их нередко потчевали вареной чуми­зой: «резать кур и варить чумизу» было общепринятым выражением, обозначающим хлопоты хозяйки перед приходом гостей. Рис, как и раньше, считался дорогим угощением.

В ханьское время основным способом приготовления риса и иных круп была варка на пару. Помимфтого применялся и способ варки зер­на в воде. Так готовилась жидкая кашица, которой питались во время траура по умершим родственникам или во время неурожая. Из муки ва­рили лапшу, причем это блюдо продавалось в готовом виде на рынке.

В число «шести видов домашних животных», чье мясо в ханьское время употреблялось в пищу, входили коровы, бараны, свиньи, собаки и куры. Кроме того, нередко готовили блюда из рыбы и дичи.

Супы готовили двух основных видов. Первый из них — «основной суп» варился из мяса без добавления соли и овощей, второй — «свет­лый суп» заправлялся различными овощами и подсаливался.

К «пяти вкусовым ощущениям» древние китайцы относили острое, кислое, соленое, горькое и сладкое; важнейшими приправами, позво­ляющими придавать кушаньям соответствующий вкус, считались: им­бирь, уксус, соль, вино и патока. Однако фактически набор приправ и специй был гораздо шире...

«В зимние дни пьют горячий отвар, а в летние дни пьют воду» — этот древнекитайский обычай... имел распространение на всем протя­жений ханьской эпохи.

Широкой популярностью пользовались опьяняющие напитки, ко­торые условно можно объединить под названием «вино». Вино в древ­нем Китае приготовлялось из зерна и представляло собой нечто вроде браги. Сорта вин различались главным образом по срокам выдержки: молодое вино было готово к употреблению через 3—4 дня, а выдержан­ное должно было простоять не менее месяца.

Кушанья подавались на маленьких столиках... в деревянных каст- -рюлях с крышками. Последние ставились обычно на блюдо круглой или прямоугольной формы. Вино подавалось в больших бочкообраз­ных сосудах на трех ножках, а затем разливалось по кружкам. Непре­менной составной частью набора столовой посуды были ковшееобраз-

239

ные сосуды, в которых подавался суп. Важным предметом настольного прибора в ханьское время были, как и сегодня, палочки для еды.

(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 200—211)

Одежда Известными нам предметами одежды в древнем

Китае были: рубашки, штаны, плахты (ноговицы), куртки, халаты, безрукавки, передники, набрюшники, чулки, туфли, сапоги, мужская и женская одежда была практически одинаковой.

Халаты были двубортные с запахом направо, халаты с запахом на­лево применялись только как похоронная одежда. Длина халата варь­ировалась: обычно он на несколько см не доходил до земли, но, ска­жем, солдаты носили халаты и длиной до колена, а знатные женщины носили халаты, которые полностью закрывали ноги и при ходьбе воло­чились по земле. Рукава халата были широкие и длинные — опуска­лись ниже кончиков пальцев примерно на 25—30 см. Но на всю длину рукава распускались только в танце, обычно же они присобирались. Поверх халата носился пояс из ткани или кожи.

Необходимым элементом китайского костюма была обувь, чаще всего туфли шились из сыромятной кожи, солдаты носили и обувь, плетенную из пеньковых бечевок. Признаком богатства и знатности были шелковые туфли. В ханьское время впервые возникает обычай носить еще и чулки: сзади они имели разрез, к которому крепились матерчатые тесемки, ходить в незавязанных чулках считалось непри­личным, непристойным считалось же и просить постороннего чело­века завязать чулки.

Древние китайцы не стригли волос, а укладывали их на голове, скре­пив шпилькой. Реконструируются по крайней мере два типа причесок. Волосы заплетали в одну или в три косы и закручивали на затылке или в верхней части головы правее макушки. Поверх узла волос одевался головной убор в виде согнутого под острым углом куска кожи (?), ко­торый закреплялся под подбородком лентой. Кроме того, обнаружены шапочки в виде прямоугольного мешочка из легкой и прозрачной шел­ковой материи.

(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 185—200)

О жилище В ханьском доме почти не было мебели. Основным

предметом внутренней обстановки были циновки, которыми застилалось все жилое помещение.

На аудиенции во дворце сановники сидели на циновках и лишь им­ператор — на топчане. На низеньких деревянных топчанах сидели и спали.

240

Рядом с сиденьем в зале ставили ширму, отгораживавшую часть жилого пространства. Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, или из дерева, нередко покрывавшегося лаком и расписывавшегося.

Спали, подложив под голову подушку в форме валика.

Так как, находясь в доме, человек большую часть времени прово­дил непосредственно на полу, застеленном циновками, входящий сни­мал обувь. Право подчиненных подниматься во дворец, не оставляя у дверей меча и не снимая туфель, жаловалось императором за особые заслуги. Однако если находиться в помещении босиком считалось нор­мой, то показаться без туфель на улице было неприличным и унижало человеческое достоинство. Поэтому снять туфли вне дома означало то же, что снять головной убор: это было равнозначно признанию себя преступником. Древние китайцы четко противопоставляли себя наро­дам, не знавшим обуви. Большое значение они придавали и манере си­деть. Как и в более раннее время, единственно приемлемой позой счи­талось подогнуть под себя ноги, как бы становясь на колени и опус­титься на пятки. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Сидеть, свесив ноги вниз, считалось неприличным. Совершенно недо­пустимым считалось сидеть, скрестив ноги или вытянув их вперед.

(Изложено по: Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 212—222)

Семья Брачным возрастом мужчины считалось достиже-

ние им 30 лет, а женщиной — 20, фактически это правило постоянно нарушалось... Так, император Хуань-ди женился в 16 лет..., а Лин-ди и Сянь-ди — даже в 15... Нередки были и случаи, когда девушки выходили замуж в 13 лет... Распространившаяся в об­ществе практика заключения ранних браков встречала осуждение со стороны поборников ортодоксального конфуцианства.

Решение о вступлении в брак принималось родителями, причем инициатива чаще всего принадлежала отцу жениха. Сделав выбор, бу­дущий свекор сам или через посредника обращался к родителям де­вушки за согласием на ее брак. Иногда, впрочем, бывало и наоборот.

Выбор невесты определялся в ханьское время несколькими крите­риями: внешним обликом, происхождением, богатством и т.д.

Когда выбор был сделан, начиналась подготовка к свадьбе. Прежде всего полагалось послать подарки родителям невесты. Соображения престижа требовали, чтобы подарки были обильны и разнообразны. Если глава семейства занимал чиновничью должность, он преподно­сил тридцать различных предметов, включавших мясо, вино, шелк и пр. Каждый подарок завертывался отдельно и снабжался специальной благопожелательной надписью.

Вслед за поднесением подарков родственники жениха осведомля­лись об имени невесты: его они до этого могли и не знать. Узнать, как

241

зовут девушку было немаловажно, потому что по имени с помощью га­дания устанавливали, нет ли препятствий к браку. Затем по гороскопу определялась дата свадьбы, после чего семья невесты снова получала подарки.

Тщательно готовились к церемонии проводов невесты из отчего дома. Тем временем в доме жениха собирались гости, пришедшие по­здравить молодых. Для собравшихся устраивалось богатое угощение с мясом и вином, требовавшее огромных расходов. Нередки были слу­чаи, когда родителям жениха приходилось залезать в долги, лишь бы пригласить на свадьбу «полную залу гостей».

(Крюков М.В., Переломов Л. С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 242—243)