logo
Гриненко

Школа и обучение

Унаследованная от греко-римской древности в предшествующие столетия система воспитания и обучения в Византии середины VII— XII вв. в своих общих чертах не претерпела значительных изменений. Античные традиции, игравшие огромную роль в культуре византий­ского общества, были особенно устойчивы в области просвещения. Здесь не было создано нового типа преподавания. В VII—XII вв. про­должали изучать грамматику, риторику, философию, т.е. те предметы, которые проходили в школах поздней античности и ранней Византии.

Именно изучение этих дисциплин считали необходимым для воспи­тания образованного члена общества. Знание и понимание классиче­ской литературы и античных трудов по философии, математике, астро­номии, медицине, умение говорить и писать по-аттически высоко цени­лись византийцами. К человеку, овладевшему сокровищами наук, по-прежнему относились с глубоким уважением, и он пользовался у со­временников огромным авторитетом. Источники полны восторженных отзывов о людях, получивших образование. Лица, принадлежащие к раз­ным социальным группам, высказывают подлинное восхищение наука­ми и образованием и подчеркивают необходимость его приобретения.

Даже авторы агиографических памятников непременно отмечают образованность своих героев, считая ее одним из их достоинств...

К неграмотным в Византии относились без всякого уважения, их необразованность постоянно вызывала насмешки. Отсутствие образо­вания рассматривалось как существенный недостаток, как несчастье и даже как отсталость и неполноценность. Византийские тексты полны порицаний невеждам, которые не могли правильно выразить свою мысль и говорили по-деревенски. Гордившиеся своими знаниями ви­зантийцы осуждали даже незаурядные личности, если они не получи­ли должного воспитания и обучения...

Образование не только позволяло подняться вверх по служебной лестнице и занять более почетное положение в обществе, но и гаранти­ровало более сносные условия существования. Даже дети простых и бедных жителей империи, получив образование, могли улучшить свой социальный статус: стать духовными лицами, военачальниками, чи­новниками, нотариями, писцами, библиотекарями, учителями и т.п.

492

Чтобы получить образование, способное изменить их судьбу, люди были готовы принести большие жертвы. Один юноша, чтобы платить за свое обучение, вынужден был работать истопником в бане. Родите­ли не щадили себя и не жалели никаких средств, нередко они распро­давали свое имущество, лишь бы иметь возможность внести плату за обучение своих сыновей.

При таком отношении к знанию неудивительно, что образование в Византии получали многие, если, конечно, они имели возможность за­платить за свое обучение-Курс обучения, позволяющий, по мнению византийцев, получить всестороннее и законченное образование, следовал плану, выработан­ному в поздней античности и принятому в школах ранней Византии. Он слагался из дисциплин тривиума и квадривиума. В состав перво­го входили грамматика, риторика, диалектика, в состав последнего были включены арифметика, геометрия, музыка или гармония, аст­рономия, а также физика. Преподавание грамматики, риторики, диа­лектики преследовало цель воспитания культурного человека, хоро­шо знающего и понимающего классическую литературу. Обучение математическим наукам должно было способствовать развитию по­знавательных способностей и логического мышления, т.е. содейство­вать усовершенствованию разума. Отношение византийцев к указан­ным циклам было неадекватным. Преподавание литературных дис­циплин было довольно широко распространено. Они составляли основу занятий в школах Византии. Изучение предметов квадривиу­ма было уделом единиц, и лишь немногие из византийцев овладевали ими. После усвоения арифметики, геометрии, музыки, астрономии и физики приступали к ознакомлению с так называемым чистым зна­нием или метафизикой с целью исследования природы сущего и по­знания высшего бытия, высшего единства, высшего блага и т.п. За­вершали курс обучения занятия первой философией, под которой в Византии подразумевали богословие...

К занятиям в элементарной школе дети приступали, когда им ис­полнялось 6—9 лет... В начальной школе дети проходили так называ­емые вступительные науки: их учили читать, писать и считать, а также основам грамматики...

Методы преподавания оставались прежними. В обучении соблюдал­ся принцип постепенного усвоения материала, оно шло от более про­стого к более сложному. Кроме чтения и письма и счета, школьников учили петь, а также сообщали самые общие сведения по светской и биб­лейской истории...

В ранней Византии в основу преподавания были положены произ­ведения Гомера и других античных писателей... теперь на первый план выдвигаются книги Священного писания, и прежде всего Псалтирь, из которой заучивали наизусть псалмы...

493

Начальное обучение продолжалось около трех лет. Большинство жителей империи на этом и оканчивало своё образование. Для тех, кто хотел учиться дальше, элементарная школа, снабжавшая своих воспи­танников знаниями основ наук, была лишь ступенью для последующе­го обучения. '

В отличие от элементарных школ, которые были повсеместно рас­пространены в Византии, учебные заведения повышенного типа, т.е. школы грамматика, ритора и философа были сосредоточены в основ­ном в Константинополе, который становится в рассматриваемый пе­риод центром самого разнообразного обучения, науки и культуры...

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе фун­кционировали называемые иногда «университетами» высшие школы, организуемые либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покрови­тельству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремяще­гося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в столичной иерархии, и студентов выделялись довольно значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование визан­тийская элита, так как поступающие в них должны были обладать оп­ределенным Минимумом знаний, приобретаемых на более низких сту­пенях обучения, большей частью платных. Число студентов в государ­ственных школах было невелико. Главной задачей, стоящей перед ними, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств, явля­ющихся базой обучения. Богословие среди них отсутствовало. Высшие государственные школы имели светский характер на протяжении всей истории своего существования. В штат «университетов» были вклю­чены профессора по отдельным дисциплинам, обеспечивающие высо­кий уровень их преподавания, это отличало их от частных школ, где почти всегда занятия вел один педагог.

(Культура Византии. С. 366—394)