logo
Гриненко

Архитектура и строительство

Хэйанские усадьбы представляли собой целый комплекс деревян­ных построек. Главный парадный павильон — синдэн, давший назва­ние хэйанскому архитектурному стилю («синдэн-дзукури»), распола­гался в центре. Это было покрытое древесной корой, приподнятое стол-

428

бами прямоугольное помещение с ничем не разделенным, единым внут­ренним пространством. По мере надобности его разгораживали шир­мами. Позади него размещались постройки для слуг и семьи хозяина. Впереди,,охваченная с двух сторон галереями, простиралась открытая песчаная площадь, непременно завершенная пейзажным садом...

В архитектуре периода Муромати парадный дворцовый стиль «син-дэндзукури» постепенно уступил место более камерному и интимно­му стилю «сеин», отличительным признаком которого стали не только большая простота и утилитарность, но и более тесная связь с приро­дой. Постройки включали в себя несколько небольших комнат. Появи­лись раздвижные наружные стены — седзи и скользящие внутренние перегородки — фусума, которые позволяли легко соединять и разъ­единять разные части дома. В комнатах впервые выделилась специаль­ная ниша — токонома со свитком и букетом-икэбана. Зодчие продума­ли множество новых точек зрения из дома на сад и из сада на дом, что позволяло сосредоточить взгляд на разных картинах природы.

Признаки новых веяний особенно ясно видны в облике загородных резиденций правителей, живописно раскинувшихся вокруг столицы. Важной их частью стали небольшие легкие павильоны, предназначен­ные для занятий музыкой и поэзией. Одним из таких был Кинкакудзи («Золотой павильон»), выстроенный в конце XIV века и сохранивший­ся от комплекса загородного дворца сегуна Асикага Есимицу. Тонкий слой листового золота, покрывающий стены и столбы, подчеркивал особую светящуюся легкость этого небольшого, трехэтажного соору­жения. Лишенный парадной площади перед фасадом, простой и ясный в своей конструкции, этот павильон воспринимался как часть большо­го тенистого сада. Искусно продуманный озерно-островной ландшафт с тонкими деревцами был непосредственным продолжением самого здания, отражающегося в спокойной глади пруда. Еще полнее едине­ние дома с садом ощущается в сооруженном в XV веке здании Гинка-кудзи («Серебряный павильон»), входивший в ансамбль дворца сегу­на Асикага Есимицу. Этот скромный двухэтажный не окрашенный де­ревянный дом как бы широко открывался в сад благодаря открытой веранде, не отделенной от комнат порогом и низко нависающей над прудом. Край этой веранды, обрывающийся у воды, делал для сидяще­го в комнате человека почти неощутимой границу между домом и при­родой. Камни, вода, заросший деревьями пригорок — все, что видел из дома человек, казалось большим и таинственным, хотя в действитель­ности было миниатюрным. Внутреннее пространство Гинкакудзи бла­годаря раздвижным стенам можно было беспрерывно менять, превра­щая то в одну, то в несколько комнат.

(Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. С. 204—218)

429