logo
Гриненко

Театр и драматургия

Истоки древнерусского театра, так же как и у других народов, лежат в язы­ческих обрядах и мистериях. В Средневековье на Руси в народных праздни­ках и обрядах, сохраняющих в период двоеверия многое от-язычества, важ­ную роль играли скоморохи (иные их названия — игрецы, глумцы, глумотвор-цы, смехотворцы, прелестники). Скоморохи существовали оседлые и бродячие. Оседлые скоморохи выступали в качестве организаторов и заводил в дни ме­стных праздников, а в будние дни они вели обычный образ жизни земледель­цев, ремесленников, торговцев. Бродячие скоморохи — это уже профессио­нальные артисты: они были песенниками, плясунами, рассказчиками сказок, исполнителями былин, вожаками медведей и устроителями «медвежьих по­тех», в которых «ученый» медведь имитировал чьи-то действия. Из-за связи скоморошьих представлений с языческими обрядами сама их деятельность вызывала постоянные преследования церкви. Позднее сатирические элемен­ты в представлениях скоморохов привели к тому, что в 1648 г. царским ука­зом были запрещены скоморошьи игры на территории всей страны, ослушни­ков же предписывалось бить батогами и ссылать в «украйные грроды за опа­лу», но скоморошества это не искоренило.

В XVII в. возникает кукольный народный театр — «театр Петрушки». Управлял куклами обычно один человек. Петрушка — это персонаж, который с виду кажется простачком, но на самом деле это хитрец и насмешник, кото­рый неизбежно выходит победителем из столкновений с различными персо­нажами, в том числе с чертом и смертью.

Особым видом театрализованных действий, существовавших в Средневе­ковье на Руси, были (как и в Западной Европе) церковные мистерии. В XVI— XVII вв. особой популярностью пользовалось так называемое «Пещное дей­ство», представляющее из себя драматургически оформленную иллюстрацию

873

к ветхозаветному рассказу о том, как вавилонский царь Навходоносор (иска­женное от «Навуходоносор») приказывает бросить в печь трех отроков, кото­рых из огня спасает ангел.

На рубеже XVI—XVII вв. (во времена правления Бориса Годунова и Васи­лия Шуйского) при царском дворе существовала особая «Потешная палата», представлявшая отдельное ведомство, к которому принадлежали все лица, имеющие отношение к придворным развлечениям. В 1613 г. при дворе царя Михаила было построено особое здание — «Потешные хоромы», где выступа­ли придворные скоморохи, русские и иностранные «потешники». В докумен­тах зафиксировано, что мысль о создании придворного театра по образцу ев­ропейских высказывалась еще царем Алексеем Михайловичем в 1660 г. Но собственно история русского придворного театра начинается в 1672 г. Не­мецкому пастору Иоганну Готфриду Грегори былс! поручено «учинить коме­дию» на сюжет библейской «Книги Есфирь». 17 октября 1672 г. в специально построенном здании в селе Преображенском (летней резиденции царя) был показан спектакль «Артаксерсово действо», который длился десять часов. Первыми исполнителями ролей в спектаклях придворного театра были юно­ши — дети иноземцев, проживавших в Москве в Немецкой слободе, но вскоре Иоганну Грегори было поручено обучать актерскому мастерству русских де­тей (из мещан и подьячих). Большинство пьес в репертуаре придворного те­атра было на религиозные сюжеты (библейские и житийные), но были там и комедии, и исторические пьесы. Первый придворный театр просуществовал до смерти царя Алексея Михайловича.

В конце XVII в. возникает в России и школьный театр, его рождение свя­зано с деятельностью Симеона Полоцкого.

Музыка

Говоря о музыке средневековой Руси, необходимо различать музыку цер­ковную и народную. Церковное пение (музыкальные инструменты в право­славных храмах не используются) было основано на византийской традиции. До XVII в. в русской церковной музыке господствовало одноголосие — знаменный распев, и только в конце XVII в. московские певчие (патриаршие и государевы) осваивают многоголосное партесное пение.

Народная музыка в первую очередь была связана с обрядовой поэзией и эпосом, музыка представляла из себя важнейшую составляющую искусства скоморохов.

««Слово святого «Слово святого Нифонта о русалиях» является одной из Нифонта глав широко распространенного на Руси сборника «Из-

0 русалиях» марагд» (от греч. «смарагд» — «изумруд»). «Измарагд»

предназначался для домашнего чтения, в нем понятным языком, часто в форме притчи или сюжетного рассказа давались наставления о правилах морали и христианских добродетелей. Данный текст приводится потому, что он хорошо иллюстрирует отношение церкви к скоморошеству и музыке скоморохов.

874

Однажды шел блаженный Нифонт в церковь святой Богородицы на заутреню и увидел идущего мимо церкви демона, князя бесам, и с ним двенадцать бесов. И они, услышав церковное пение, пришли в ужас и в ярость и стали поносить князя своего, говоря ему: «Видишь ли, как славим Иисус рабами своими! Когда слышим мы пение это, лишь ужас охватывает нас. Горе нам, окаянным, ибо сила и крепость наша погиб­ла. Пока царь наш был с нами, успешно одолевали мы христиан, но когда поднялись евреи против Христа и распяли его, с тех пор сокру­шена сила наша. Иисус ведь, связав его, в огненной преисподне пове­лел его заточить. С той поры сила царя нашего сокрушилась и надежда наша растоптана». Так бесы укоряли князя своего. Он же сказал им: «О том ли вы печалитесь, что славим Иисус в церкви Марииной? На­прасно об этом скорбите. Очень скоро все переменится, а нас многие станут славить мирскими песнями и плясками. И теперь подождите немного, увидите, что славить начнут нас, а о Христе и не вспомнят».

И после обедни случилось так, чТо пошел человек, приплясывая под звуки сопели, и за ним — множество народа: одни пели и в ладоши били, а другие плясали. И, увидев это, окаянные бесы обрадовались радос­тью великой и начали прельщать кого на игры и на пляски, а кого — на песни. А некий муж богатый смотрел из палат своих, и подучил его бес — велел перед собой играть и плясать. И, достав серебряную монету, дал ее музыканту. Тот же положил ее в суму. А бесы, вытащив ее, послали к отцу своему сатане в бездну. И сказали посланному бесу: «Иди и ска­жи отцу нашему, связанному там Иисусом Назарянином: «Этот дар послав тебе Алазион-князь. Будет он тебе в знак чести, отец, мы — рабы твои и многих соблазнили христиан, врагов наших»». И сказав так, вручили бесу серебро и медь, полученные музыкантом за игру. И воз­гордились этим коварные бесы.

Дойдя до адского жилища, вошел туда посланный бес и принес па­губные дары сатане. Тот же, взяв, очень обрадовался и сказал: «Всегда получаю я жертву от поклоняющихся идолам, но не могут они так меня порадовать, как эти — принесенные от христиан». Так изрек сатана и вернул посланному к нему бесу все, что Тот принес ему, и сказал: «Иди, и призывай христиан к играм и к пляскам и к иному, мною любимо­му». И поспешил бес к пославшим его, и поведал им слова сатаны, и серебро и Медь снова вложил в суму Оптиолу-музыканту.-Бесы же от­правились искушать и других людей.

Все это блаженный Нифонт видел очами сердца своего, и сетовал о заблуждениях христиан, и многих наставлял, чтобы сторонились игр и не ходили смотреть на них. Ибо как труба собирает воинов, так чтение книг ангелов божьих собирает, а сопели и гусли собирают вокруг себя бесстыдных бесов, а любящий сопели и гусли сатану славит, а кто чтит и одаривает музыкантов — тот беса коварного одаривает. Если кто не

875

оставит деяний этих проклятых, то осужден будет с иноверцами и с идолопоклонниками. Богу нашему слава!

(Измарагд.С.57-59)