logo
Гриненко

Булла Иннокентия VIII

Всеми силами души, — как того требует пастырское попечение, стре­мимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие далеко искоренялось из сре­ды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некото­рых частях Германии, особенно в Майнском, Кельнском, Трирском, Зальцбургском и Бременском округах, очень многие лица обоего пола, принебрегши собственным спасением и отвратившись от католиче­ской веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасны­ми суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют жен­щинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как пор­тят мужчин, женщин, домашних животных и других животных, а так­же виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные про­израстания; что они нещадно мучат как внутренними, так и наружны­ми ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачать детей и ли­шают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что сверх того они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода

587

человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество вся-кого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого мно­жества людей. И хотя возлюбленные сыны наши, Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, члены ордена доминиканцев, профессора богосло-вия, нашим апостольским посланием были назначены и до сего време­ни состоят инквизиторами, первый — в вышеназванных частях верх-ней Германии, обнимающих, как надо понимать, и провинции, и горо-да, и земли, и епархии, и другие такого рода местности, а второй — в некоторых областях вдоль Рейна; однако некоторые клирики и миря- не в этих странах, не в меру высоко ставя свое разумение, не стыдясь упорно утверждать, что так как в полномочных грамотах не были по­именно и точно указаны эти епархии, города и местности, а также не­которые лица и их проступки, то поэтому вышепоименоранным инк­визиторам в вышеназванных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях нельзя заниматься инквизицией и что их не должно допус­кать к наказанию, заключению в тюрьму и исправлению помянутых лиц за вышесказанные злодейства и преступления. Благодаря сему в вышесказанных провинциях, городах и епархиях, землях и местностях подобные провинности и преступления остаются безнаказанными, к очевидной пагубе их душ и потере ими вечного спасения. Но мы устра­ним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятство­вать исполнению обязанностей инквизиторов; а дабы зараза еретиче­ского нечестия и других подобного рода преступлений не отравила сво­им ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность к вере, применить соответству- ющие средства. Посему, дабы названные местности не остались без дол­жного обслуживания инквизицией, мы нашей апостольской властью постановляем: да ни чинится никакой помехи названным инквизито- рам при исполнении ими их обязанностей и да позволено будет им ис- правлять, задерживать и наказывать лиц, совершающих указанные пре­ступления, как если бы в полномочных грамотах были точно и поимен­но названы округа, города, епархии, местности, лица и преступления. С великим попечением мы распространяем эти полномочия на назван­ные местности и поручаем вышеназванным инквизиторам, чтобы они и каждый из них, при помощи нашего возлюбленного сына Иоанна Гремпера, магистра из Констанцской епархии, всякого из названных областей, кого найдут виновным в указанных преступлениях, исправ­ляли, заключали под стражу и наказывали с лишением имущества, а также даем названным инквизиторам полную возможность во всех цер­квях, где они найдут то потребным, проповедовать слово божие и все иное совершать, что они найдут полезным и необходимым. Особым посланием мы повелеваем почтенному собрату нашему епископу Страс-бургскому, дабы он, поскольку названным инквизиторам сие потребу-

588

ется, торжественно заявлял, чтобы никто и ни в чем не чинил им ника­кой помехи и не наносил никакого вреда; тех же, кои будут чинить пре­пятствия, какого бы положения эти лица ни были, он должен без вся­кого прекословия карать отлучением, запрещением в священнослуже-нии, лишением таинств и другими еще более ужасными наказаниями, а если потребуется, то и привлекать к содействию против них руку свет­ской власти. Никто не должен нарушить это наше послание или дерз­новенно поступить противно ему. Буде же кто-либо попытаться это сделать, то пусть знает, что он навлечет на себя гнев всемогущего бога и апостолов Петра и Павла.

Дано в Риме, у св. Петра, от воплощения господа в 1484 г., нашего первосвященства 1-м году, 5 декабря.

(Иннокентий VIII. Summis desiderantis («Всеми силами души»). С. 174—176)

Из «Молота «Молот ведьм» — это составленное в XV в. двумя монаха-

ведьмы ми — Я. Шпренгером и Г. Инсисторисом — практическое

руководство для инквизиторов, описывающее, как распоз­навать различную нечистую силу и как бороться с ведьмами и колдунами.