logo
Гриненко

Изобразительное искусство

Древнекитайские Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для бронзовые сосуды жертвенных возлияний духам — покровителям III—II тыс. до н.э. племени, особенно ярко отражали сумму сложив­шихся к тому времени представлений о действи­тельности. О том, какой важный смысл придавался изготовлению брон­зовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Ог­ромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же

234

тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался гра­фической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ земледелия определи­ли характер орнамента, его расположение, смысл и систему образов. Огромные, зачастую почти неподвижные в силу своей массивности сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которою выделяются рельефные головы реальных и мифических животных, имеют яркий, ни с -чем не сравнимый облик. Каждый из ритуальных сосудов, будь то кубок для вина — гу — или гигантский чан для варки жертвенной пищи — дин, — повествуя о силах природы, не только со­ставлял часть ритуального комплекса, но сам являлся комплексом, оли­цетворяя своеобразную модель мира.

Важнейшими изобразительными мотивами становятся уже не сти­лизованные луна и солнце, а воплощающие стихии неба и воды птица и дракон, цикада, предвещающая урожай, сулящие людям благополу­чие бык и баран. Подчас изображенные существа приобретают собира­тельный облик, обобщая, подобно условной маске таоте, черты важ­нейших животных-покровителей — тигра, барана, дракона.

Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц — оберегов. Функции охранительной магии во многом определяли эстетический облик иньских бронзовых изделий...

Разделенные узорчатыми ребрами сосуды ориентированы по четы­рем направлениям света, каждая их часть включает в себя систему изоб­ражений и знаков, сопоставляющихся со стихиями неба, гор, земли и воды. В торжественной уравновешенности монументальных форм оли­цетворено сочетание рациональных и стихийных начал, составившее специфику изобразительного языка искусства Китая...

(Виноградова НА., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. С. 19—20)

Искусство Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и на-