logo
Гриненко

Школа и обучение

Уже в период Второго Храма, когда происходят отбор и редактирование священных книг, возникает необходимость в книжниках — ученых людях, знатоков текстов. В начале периода диаспоры (III—V вв.) в ряде мест, и преж­де всего в Персии (Вавилон и соседние территории), возникают центры ев- , рейской учености. Позднее изучение священных книг (и в особенности Торы) превращается в религиозную обязанность каждого еврея. Приводимые ниже тексты относятся к эпохе гораздо более поздней, чем древний мир, но подоб­ное отношение к знаниям и вероучению зарождалось еще в древности.

Р(ава) Иегуда Несия сказал: Нельзя отвлекать детей от школы даже для постройки храма. Реш-Лакиш прибавляет: Вот что дошло до меня по преданию от предков моих: город, в котором дети не посещают школ, должен быть предан проклятью...

Рава сказал р(аве) Самуилу с(ыну) Шилата: До шести лет не при­нимай (в школу); с этого возраста и далее принимай и корми его (маль­чика) учением, как быка; когда же наказываешь дитя, то наказывай только башмачной завязкой; если он учится, пусть учится; если же не учится, то подсади его товарищем к другому...

Рава сказал: число учеников у первоначального учителя должно быть двадцать пять, а если их 50, то следует взять двух учителей, если же их 40, то надо назначить помощника и дать ему пособие от города...

Р. Элеазарх сказал: Кто не дает ученому пользоваться из своего до­стояния, тот никогда не увидит проку в последнем...

На всяком Израильтянине лежит обязанность учиться закону; бедный и богатый, наслаждающийся здоровьем и одержимый недугом, юноша и дряхлый, изможденный старик, даже такой, который питаясь милосты­ней, ходит по миру, или вообще человек, обремененный семейством — вся­кий обязан посвящать известное время дня и ночи на изучение закона...

Доколь еврей обязан учиться закону? По день смерти своей...

(Мировоззрение талмудистов. С. 124—128)