logo
Гриненко

Изобразительное искусство

Скульптура Техника строительства и мастерство обработки кам-

ня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Массивные пухлые колонны имели капители и базы, покрытые слож­ными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутрен­нее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из та­инственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовнос­ти к подвигу. Гигантские их тела, поражающие как бы бьющей через край жизненной силой, были выполнены в смелых ракурсах, резких поворотах. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые отлицетворяли божества Вишну и Шива, мастера прида­вали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круго-

390

вращение Вселенной. Новые черты времени с особой наглядностью про­явились и в монументальной фигуре трехликого Шивы, составляющей композицию пещерного храма на острове Элефанта. Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощающего силы разру­шения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Пора­жает огромность масштабов этой статуи. Высота одних только голов достигает шести метров, тогда как грандиозность будто скрытого в кам­не туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбо­родке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, смотря­щих на три стороны света. Это ощущение сверхчеловеческого могуще­ства отличает образ Шивы из храма на острове Элефанта от исполнен­ных радостного приятия жизни или задумчивой нежности образов древних богов, соразмерных людям своими масштабами.

(Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. С. 109—110)

Наиболее знамениты и гораздо более значительны с художественной точки зрения не каменные фигуры храмов периода Чолов, а многочис­ленные бронзовые статуи, которые представляют собой характерные образцы индийского искусства в период расцвета южноиндийских госу­дарств. В настоящее время стало известно, что самые значительные про­изведения бронзовой пластики сохранялись в больших южноиндийских храмах и лишь недавно стали доступны для обозрения.

На первом месте стоит шиваитская пластика: сам Шива, его супру­га Парвати-Ума и божества индуистского пантеона. Таков танцующий Шива, он и поныне являет собой образец индийской бронзовой скульп­туры этого периода.

Все они отличаются очень грациозными позами, композиционной законченностью и высоким совершенством объемного изображения.

Такие бронзовые статуи, очевидно, попали в свое время и в страны Юго-Восточной Азии, где оказали заметное влияние на развитие мест­ного искусства. В Шри Ланке было найдено большое количество брон­зовых статуй, относящихся к периоду завоевания этой страны дина­стией Чолов.

Как показывает уже сама статуя танцующего Шивы, культовый та­нец переживает здесь, в Восточной Индии, период своего расцвета. Рельефы изображают многочисленные вариации поз танцовщиц и му­зыкантов. Среди них и знаменитые баядеры — индийские танцовщи­цы, которые исполняли при храме культовые функции. Их высокое ис­кусство, запечатленное в пластическом изображении, обрело в XIX и XX веках вторую жизнь в классическом индийском танце: изображен­ные старинные танцевальные па были освоены молодежью, и еще и по-

391

ныне индийский танец пользуется мировой известностью как высочай­шее достижение танцевального искусства. Особенно богаты изображе­ниями танцующих стены храма Чидамбарама, демонстрирующие ог­ромное множество вариаций танца. Они еще и в наши дни служат ин­дийским танцорам для изучения позиций классической индийской танцевальной системы (Бхарата Натьяма).

(Моде X. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. С. 109—110)

Научные знания

В 1760 г. во время войны с англичанами индийский принц Хайдар Али вооружил специальный отряд численностью 1200 человек ракетами с дально­стью действия около 1,6 км и разгромил английскую колониальную армию. Его сын в несколько раз увеличил численность своего ракетного корпуса и несколько раз наносил серьезные поражения английским войскам.

Быт и нравы

Описание городаи Города и села имеют ворота. Стены у них широкие жилища и высокие. Их улицы и переулки запутанные, а до-

роги извилистые. Главные улицы грязные. Торго­вые ларьки на этих улицах стоят по обеим их сторонам и имеют соот­ветствующие знаки. Мясники, рыбаки, танцоры, метельщики и подоб­ные им люди живут вне города. На улицах эти люди обязаны держаться левой стороны, пока не дойдут до своего дома. Их жилища окружены невысокими стенами и образуют предместья города.

Так как земля здесь обычно сыроватая и глинистая, то городские стены большей частью делаются из кирпича и черепицы. Башни на сте­нах делаются из дерева или из бамбука. Дома имеют деревянные бал­коны и террасы. Стены домов обмазаны глиной или известкой и имеют черепичные крыши. Имеются строения такого же вида, что и в Китае, т.е. покрыты камышом, сухими ветвями деревьев, черепицей или те­сом. Стены обмазываются глиной и известью, смешанными для чисто­ты с коровьим пометом.

(Описание Индии китайским путешественником Сюан

Цзаном.С. 153-154)

Описание обычаев Когда индийцы сидят или отдыхают, они исполь-и одежды зуют циновки. Члены царской семьи, знатные лица

и чиновники пользуются циновками, украшенны­ми разнообразными рисунками, но по величине одинаковыми. Трон государя широкий, высокий, богато украшен драгоценными камнями

392

и называется львиным троном... Трон покрыт тончайшей тканью. Ска­меечка для ног государя украшена самоцветами...

Одежду индийцы не кроят и не шьют. Они очень любят белые тка­ни и мало ценят цветные или украшенные рисунком... Свое платье ин­дийцы делают из каушейи и из хлопка. Каушейя производится диким шелковичным червем. У них имеются платья из кшаумы, или особого вида конопли. Одежда делается также из так называемого камбала, вытканного из тонкой козьей шерсти, и из карала, вырабатываемого из тонкой шерсти дикого животного. Ткань, именуемую карала, выткать нелегко, и поэтому она очень ценится и считается высокосортной...

(Описание Индии китайским путешественником Сюан

Цзаном.С.153-154)

Китай

Исторический Для Китая начало Средневековья большинство ученых

очерк связывают с падением династии Хань в IV в. И до VI в.

длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй (386—535 гг.), а на юге — экономи­ческим и духовным центром стал город Цзянькан.

Уже в конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью ди­настии Суй (589—618 гг.), в VII в. возникает могущественная Танская импе­рия (618—907 гг.). За падением Танской династии последовала новая 50-лет­няя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение — уже при династии Сун (960—1279 гг.). Эпохи Тан и Сун — это время наиболее яр­кого расцвета средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280—1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юань-ской империи стал Пекин (Дала).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин (1368—1644 гг.). В XVI—XVII вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские вос­стания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, пра­вители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них. Минская династия пала, воцарилась мань­чжурская династия Цин (1644—1911 гг.).