logo
Гриненко

Литература

К священной мусульманской литературе относятся прежде всего Коран и Сунна.

О Коране Коран, точнее, аль-Кур'ан, как указывалось выше, озна-

чает «чтение», «чтение вслух». Согласно религиозной традиции — это те тексты, которые Аллах непосредственно или через ангела Джибриля сообщил Мухаммеду. По преданию, Коран был создан Аллахом в начале творения — причем на арабском языке. Поэтому ни один перевод на какой-либо язык не может считаться священным. Язык Корана оказал боль­шое влияние на литературный арабский язык.

Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи... В свою очередь, каждая сура делится на аяты. Аят — это фраза или фраг­мент фразы. Например, фатиха начинается со следующих аятов: (1) «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!»; (2) «Хвала Аллаху — Господу миров...» и т. д. Большая часть К. написана рифмованной про­зой, т. е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог...

458

При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме, и было немало людей..., знавших его частично или полностью наизусть. Му­сульманские предания и исторические данные свидетельствуют о том, что среди сподвижников Мухаммада были люди, которые записывали отдельные фрагменты Корана, однако сборник текстов Корана еще не был составлен. После смерти Мухаммада возникла угроза постепен­ной утраты священного текста, и было необходимо собрать все «откро­вения». При халифе Абу Бакре эту работу выполнил Зайд ибн Сабит, собравший все имевшиеся записи и то, что сохранилось в устной фор­ме. Эти фрагменты он объединил и переписал на отдельных листках. Предание также приписывает создание письменных вариантов К. спод­вижникам Мухаммада Убаййу ибн Каабу, Абдаллаху ибн Мас'уду, Абу Мусе аль-Аш'ари. При третьем халифе Османе текст К. был впервые облечен в форму рукописной книги, которая и считается первым изда­нием К. В первом веке ислама в халифате еще были в ходу несколько отличающихся друг от друга версий Корана. Вероятно, при Омейядах был окончательно составлен канонический текст Корана, который пос­ле этого уже не претерпел значительных изменений. Однако остава­лось немало разночтений, обусловленных спецификой арабской пись­менности, в которой краткие гласные звуки не отражаются на письме, и написанное слово можно трактовать по-разному. Каноническими считаются семь вариантов чтения, из которых сейчас практически ис­пользуются только два — Асима и Нафи.

(Ислам. Краткий справочник. С. 73—74)