logo
Гриненко

0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-

человеческого ля (1204 г.). Он отличался глубокими богословскими и

состояния» папы юридическими познаниями, был глубоко религиозным

Иннокентия III человеком. Его перу принадлежит ряд философских и бо­гословских трудов.

Итак, сотворил Господь Бог человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии. Планеты и звезды Господь Бог сделал из огня, ветер и бури — из воздуха, рыб и пернатых сотворил из воды, людей и скот — из праха. Сравнивая себя с обитателями воды, человек обнаруживает, что он ничтожен, рассмат­ривая небесных тварей, познает, что еще более ничтожен; рассматри­вая сотворенных из огня, приходит к мысли, что ничтожнее его нет. Он не смеет сравнивать себя с небесными тварями, не отваживается по­ставить себя впереди земных. Он полагает себя равным только вьюч­ным животным и узнает в любом из них себе подобного. «Участь сы­нов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимуще­ства перед скотом; потому что все — суета! Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах». Слова эти принадлежат не какому-нибудь безвестному человеку, но мудрейшему Соломону. Что же иное человек, если не грязь и пепел? По этой причине человек и говорит Богу: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня и в прах об­ращаешь меня?» Поэтому и Бог сказал человеку: «Прах ты и в прах возвратишься». Иов также говорит: «Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел».

534

Грязь сотворяется из воды и праха, и то, и другое остается в ней; пепел же образуется из дерева и огня, когда и то, и другое распадается. Таинство творения известно, но все-таки должно быть разъяснено луч­ше. Что же ты гордишься грязью, из какого праха ты возвышаешься? Почему ты хочешь прославить пепел?..

(Иннокентий III. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния. С. 93—94)