logo
Гриненко

Периодическая печать

Хотя возникновение периодической печати относится еще к началу XVII в., если только не к еще более ранней поре, все же она может счи­таться истинным продуктом буржуазного века. Ибо только в буржуаз­ную эпоху периодическая печать получила свою специфическую фи­зиономию и сделалась чем-то большим, нежели примитивной формой информации, а именно пульсом времени.

В тот самый момент, когда буржуазное общество вступило в серьез­ную борьбу за власть, и развилось газетное дело в современном смысле слова. Печать сделалась важнейшим средством пропаганды буржуаз­ных идей, важнейшим средством борьбы за них, она сделалась тем фак­тором, который духовно объединял массы, осведомлял и направлял их. И эта роль осталась за периодической печатью вплоть до наших дней. Трудно представить себе более великую роль. Ее значение усиливалось по мере того, как интересы отдельной страны, отдельного города, даже отдельной личности все теснее сливались благодаря эволюции обще­ственной жизни с интересами всех стран и всех частей света. Так как ныне уже нет такой хотя бы ничтожной человеческой общины, кото­рая могла бы сказать о себе, что она живет и может жить самодовле­ющей жизнью, то каждый связан со всеми. Звено, духовно всех связу­ющее, позволяющее им постоянно входить в соприкосновение с ми­ровой жизнью, сообщающее этому соприкосновению длительный характер, и есть газета. Именно эта важная функция и создала ее ог­ромное могущество.

И все-таки мы сумеем правильно оценить периодическую печать только в том случае, если уясним себе предпосылки, которым она обя­зана своим возникновением в каждом отдельном случае. Исполнять вышеуказанную функцию в интересах свободы и прогресса человече­ства — такова обязанность печати в идеале. Издание газет, однако, в большинстве случаев прежде всего коммерческое дело. Ограничимся здесь только этой одной, зато фундаментальной предпосылкой. Ста­новясь коммерческим делом, газета подчиняется вместе с тем специ-

703

фическим законам, руководящим вообще коммерческими предприяти­ями. Содержание газеты получает чисто товарный характер, а это пря­мая противоположность ее идеального назначения.

(Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. С. 409)