logo
Гриненко

Литература

Бхаратакадватриншати. Тридцать два рассказа о монахах // Индий­ская средневековая повествовательная проза. М.: Худож. лит., 1982.

Ван Ду. Древнее зеркало // Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VII-IX вв.). М.: Худож. лит., 1970.

Государевы указы'// Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М.: МГУ—Сиринъ, 1996.

Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.

Индийская лирика II—X веков. М.: Наука, 1978.

Исэ моногатари. М.: Наука, 1979.

Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. М.: Дет, лит., 1989.

Ки-но Цураюки. Предисловие к поэтической антологии X в. Кокинсю // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.

436

Кокуси Сиресю. Когосюй // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.

Кэнко-Хоси. Записки от скуки // Григорьева Т. Красотой Японии рож­денный. М.: Искусство, 1993.

Малявин В.В. Чань //Буддизм: Словарь. М.: Республика, 1992.

Муросаки Сакибу. Повесть о Гэндзи // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.

МодеХ. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. М.: Искусство, 1978.

Нет жизни без Кришны. Из средневековой индийской поэзии. М.: МГУ, 1992.

Ныдзе. Непрошеная повесть. М.: Наука, 1981.

Нихонга // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.

Нихон Рейки. Японские легенды о чудесах. СПб.: Гиперион, 1995.

Описание Индии китайским путешественником Сюан Цзаном // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказки­на. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.

Пинус ЕМ. Японская мифология // Мифы народов мира. Энциклопе­дия: В 2 т. Т. 2. М.: Сов. энцикл., 1988.

Серебряный С.Д. Кришна// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1988.

Синь Тан шу//Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд. соц.-полит. лит., 1961.

Собрание древних и новых песен Ямато // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.

Судзуки Т. Наука Дзен - Ум Дзен. КиТв: Преса Украши, 1992.

Хуанфу Мэй. Возмездие // Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VH-IX вв.). М.: Худож. лит., 1970.

Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. М.: Худож. лит., 1986.

Чжан Чжэнь-Цзы. Практика Дзэн. Красноярск: Белый остров, 1993.

Исторический Основоположником ислама (мусульманства) был Му-очерк хаммед (570—632 гг.). О нем известно, что он родился в

Мекке, там же начинается и его проповедь, но недобро­желательное отношение большинства мекканцев вынудило и его самого, и его сторонников перебраться в г. Йасриб. Мухаммеду удалось сплотить вокруг себя ряд племен бедуинов. Борьба мусульман с мекканцами привела к победе Мухаммеда, и Мекка покорилась ему.

После смерти Мухаммеда главой мусульманской общины (халифом) из­бирается сподвижник Мухаммеда Абу-Бакр (Абу-Бекр). Ситуация была слож­ной: многие бедуинские племена, ранее принявшие ислам, отказались платить обещанную Мухаммеду дань (на дело веры) и выдвинули своих пророков. Абу-Бакру удалось силой оружия подавить выступления отступников, Аравия объединяется вокруг Медины. Арабы начинают воевать с Ираном (Персией династии Сасанидов) и Византией, в этом время умирает Абу-Бакр и хали­фом становится Омар (634—644 гг.), при котором войны пошли с новой си­лой; в результате была окончательно разгромлена Персия и захвачена значи­тельная территория Византии (Египет, Сирия, Палестина и др.). Победы были одержаны довольно легко (например, Египет захватил отряд всего в 4000 че­ловек), так как местное население и в персидских, и в византийских владени­ях жестоко эксплуатировалось властями. Возникает новое государство — Арабский халифат.

После неожиданной гибели Омара (заколотого одним из приведенных к нему пленных) халифом становится Осман (644—656 гг.), принадлежавший к мекканскому роду Омейядов, но в это время власть по сути дела сосредоточи­вается в руках наместников вновь завоеванных земель, на первый план при этом выдвигается Муавия (Муавийя) — тоже из рода Омейядов — наместник Сирии. По приказу Османа были собраны все записи высказываний Мухам­меда, и после работы особой редакционной комиссии был составлен канони­ческий текст Корана. Для многих недовольных это стало поводом для восста­ния: халифа Османа обвиняли в том, что он препятствует выполнению запо­ведей Пророка. Сирийские арабы, мекканцы и ряд других провозгласили своим халифом Муавиа; мединцы и восточно-арабские поселенцы выдвинули на эту

438

роль Али — приемного сына Мухаммеда и мужа его дочери Фатьмы (един­ственной выжившей из всех детей Пророка). Сторонники Али осадили Ме­дину и захватили ее. По преданию, в момент убийства Осман склонился над Кораном, и кровь его обагрила его страницы. Со смертью Османа начинается первая гражданская война (656—661 гг.). Муавия призывает отомстить за смерть Османа, решающее сражение состоялось на границе Сирии на берегу Евфрата. Победа склонялась на сторону шиитов (партия Али), но его против­ники применили хитрость: нанизали на свои копья листы Корана и стали кри­чать, что их должна рассудить священная книга, т.е. они предложили обра­титься к третейскому судье для разрешения спора.

Состоявшийся суд призвал низложить Али, вскоре (в 661 г.) Али был убит представителем третьей враждующей партии — хариджитов. Реальным обла­дателем власти стал Муавия, сделавший своей столицей Дамаск. Началась эпоха халифата Омейядов (661—750 гг.), который достиг своего расцвета при халифе Болиде (705—715 гг.). На востоке мусульманские войска захватили Самарканд, Хорезм, Ташкент, покорили Афганистан, основали город на бере­гу реки Инд, дошли до границ Китая; на западе — с помощью берберов (мав­ров) — захватили Карфаген (последний римский город в Африке) и весь се­верный берег Африки; в 712 г. они захватывают Испанию, но их дальнейшее продвижение в Европу было остановлено франками, которые в 732 г. разбили мусульманское войско в битве при Пуатье. Несколько раз арабы пытались зах­ватить Константинополь, но это им так и не удалось. В эту эпоху, несмотря на меры, принимаемые властями, ислам широко распространяется у завоеван­ных народов, а арабский язык становится языком международного общения, науки и литературы.

В 750 г. к власти приходят представители новой династии — Аббасиды (воз­водившие свой род к дяде Пророка — Аббасу). За этим последовал распад ха­лифата: прежде всего отделилась Испания, где правил единственный уцелев­ший потомок Омейядов, затем отпала вся Северная Африка (здесь возникает ряд самостоятельных государств — на территориях современных Алжира, Туниса, Марокко) и Египет; затем и восточные территории обрели независи­мость, в IX в. государство Аббасидов свелось в сущности к районам, окружав­шим Аравийскую пустыню: Сирия, Ирак, Аравия.

Но хотя единого государства у мусульман больше не было, на громадной территории возник и существовал мусульманский мир, который объединяла единая религия (ислам), единый язык общения, науки и литературы — араб­ский и ряд других общих черт культуры. Фундаментом для развития средневе­ковой мусульманской культуры стала античная культура, хотя отношение к ней (как и в христианском мире) было двойственным: с одной стороны невоз­можно было не признать ее высочайших достижений, но с другой — она оце­нивалась всего лишь как языческая, тогда как мусульмане обладали высочай­шей истиной Откровения, данной им Аллахом через Мухаммеда. Тем не ме­нее сначала в X в. в Багдаде, затем в XI в. в Кордове (Пиренейский полуостров), а позднее и в ряде других мест возникают центры мусульманского образова­ния, где активно работают переводчики и переписчики античных текстов (к сожалению, переводы делались в основном с сирийского, а не с греческого языка).

В XI в. из степей Казахстана на запад стали продвигаться племена тюрков (собственно уже в IX в. тюрки составляли основную силу в армии Аббасидов,

439

а в IX—X вв. ислам был распространен среди кочевых тюркских племен). Они завоевали большую часть Передней Азии, захватили Хорезм, Хорасан, Сирию, Ирак и почти всю Персию; сам верховный багдадский халиф, считавшийся духовным главой всех мусульман, вынужден был подчиниться тюркам.

В конце XI в. начинается европейская экспансия на Ближний Восток (Кре­стовые походы), но после первых поражений (христианам удалось даже за­хватить Иерусалим) мусульмане изгоняют со своих земель христиан. Выда­ющуюся роль при этом сыграл знаменитый полководец (позднее — султан) Саладин, которому в 1187 г. удалось отобрать у крестоносцев Иерусалим, кро­ме того, он же захватывает Египет, подчинив его тюркам, и вводит в Египте суннитское вероисповедание. В XIII в. европейцы уже практически полнос­тью изгнаны из Сирии и Палестины.

В XIII в. начинается новое нашествие — монгольское (при Чингисхане), причем монголы шли и на восток (покорили Китай), и на запад (продвину­лись в Европу вплоть до Карпат). Из мусульманских районов они захватили прежде всего многие территории в Передней Азии; захват монголами Багдада в 1258 г. означал конец династии Аббасидов. В XIV в. монголы принимают ислам. При потомках Чингисхана в Туркестане возникло самостоятельное государство, ставшее новым центром мусульманской культуры. При Тимуре были объединены Туркестан и Иран, столицей был Самарканд.

В XV в. возникает могущественная Турецкая империя, которой (при сул­тане Махмеде II) удалось захватить Византию, турецкие войска неоднократ­но вторгались в Европу и однажды чуть было не захватили Вену. В это же время на востоке существуют еще два крупных мусульманских государства: империя Сефевидов в Персии и государство Великих Моголов в Индии. Со­храняются и мусульманские государства в Северной Африке (Египет, Тунис, Марокко). На западе в XV в. христианам удалось одержать победу над му­сульманами (маврами), которые были изгнаны из Испании.

В Новое время, особенно при сравнении с бурно развивающимися евро­пейскими странами, культура мусульманского мира может быть охарактери­зована как «застойная». В результате в XIX — начале XX в. большинство му­сульманских стран оказались в состоянии колониальной или полуколониаль­ной зависимости от европейских стран.