logo
Гриненко

Государство и право

В эпоху Средневековья главенствующим принципом в отношении госу­дарственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но при всей бес­спорности этого принципа для людей того времени споры о власти все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими бого­словами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий Ав­густин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противополож­ную точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность цер­ковь, и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего Сред­невековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян дей­ствовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И только постепенно, по мере развития национальных государств в каждой стра-не начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути разработки права стала при этом работа в области церковного права и в пер­вую очередь — канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и т.п.; в 1215 г. решением латеранского собора ордалии были запрещены.

Об испытании Железный брусок, предназначенный для испытания раскаленным в суде, должен быть примерно в четыре фута дли-железом ной, так чтобы человек, которому предстоит дока-

зывать свою невиновность, мог бы положить на него руку; шириной он должен быть в ладонь, а толщиной — в два пальца. Подвергаемый испытанию должен сделать с ним следующее: взять железо и пройти, держа его в руке, девять шагов, а затем медленно опу­стить его на землю; однако перед этим означенное лицо должно полу­чить благословение священника...

535

Железный брусок должны нагревать Судья и священник, и в это вре­мя, во избежание порчи и сглаза, никто не должен приближаться к огню. Подвергаемого испытанию вначале следует тщательно осмотреть, что­бы убедиться в том, что при нем нет никакого предмета, используемого в колдовских целях; затем в присутствии свидетелей он должен вымыть руки и взять [раскаленное] железо сухими руками. Сразу после того, как он положит брусок, Судья должен смазать воском ту руку, в которой испытуемый держал железо, и обернуть ее паклей или льняными очес­ками, а сверху перевязать тканью. Свершив это, Судья должен отвести испытуемого в его жилище, а через три дня осмотреть руку: если на ней остались следы ожога, не выдержавшего испытания следует сжечь за­живо или подвергнуть другому наказанию по решению суда. Испыта­нию раскаленным железом должно подвергать лишь женщин, уличен­ных в сводничестве или в преступной связи с пятью мужчинами; жен­щина же, подозреваемая в нанесении ран, убийстве или намеренном поджоге, должна поклясться [в своей невиновности] или выставить во­ина для судебного поединка, согласно установлениям Кодекса.

(Forum Conche (Fuero de Cuenca). С. 65—66)