logo
Гриненко

Литература

Гаврюшин Н.К. Древнерусский трактат «О человеческом естестве» // Естественно-научные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988.

900

Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. М.: Худож. лит., 1985.

Житие Феодосия Печерского// Повести Древней Руси. XI—XII века. Л.: Лениздат, 1983.

Звонарева Л.У. Натурфилософские представления Симеона Полоцко­го//Естественно-научные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988.

Измарагд // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. М.: Худож. лит., 1985.

Икона Владимирской Божией Матери // Московский патерик. М.: Столица, 1991.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. М.: Искусство, 1990.

Костомаров Н.И. Русские нравы. Исторические монографии и иссле­дования. М.: Чарли, 1995.

Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 2. Л.: Худож. лит., 1987.

Повесть временных лет// Повести Древней Руси. XI—XII века. Л.: Лен­издат, 1983.

Повесть о споре жизни и смерти // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. М.: Худож. лит., 1985.

Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец // Московский пате­рик. М.: Столица, 1991.

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу//Повести Древней Руси. XI-XII века. Л.: Лениздат, 1983.

Трубецкой Евгений. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древ­нерусской религиозной живописи (1916)// Философия русского религи­озного искусства. XVI—XX вв. Антология. М.: Прогресс—Культура, 1993.

Экономцев ИМ. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская ли­тература, 1992.

Исторический Хотя на протяжении всего XVII в. шли медленные преоб-очерк разования, формирующие культуру Нового Времени, но

> явно обозначенным рубежом новой эпохи являются Пет­ровские реформы, которые не только сделали особо заметным этот процесс, но и существенно ускорили его. Начало данного периода естественно датировать рубежом XVII—XVIII вв., а конец — Октябрьской революцией 1917 г,; этот пе­риод можно назвать эпохой Российской империи. На территории империи про­живали десятки народов и народностей, каждый из которых имел свою само­бытную культуру. К сожалению, за неимением места невозможно даже кратко охарактеризовать здесь хотя бы некоторые из них. В данном разделе речь пой­дет исключительно о русской культуре — и дело не в том, что русские (велико­россы) были ведущей нацией по количеству, а скорее в том, что русская куль­тура — наиболее яркая, мощная и, наконец, господствующая в Российской им­перии. Данная Хрестоматия создана в первую очередь для граждан России, и автор-составитель надеется на основательное знакомство читателей с русской культурой этого периода. Те же, кто хочет приобрести или пополнить свои зна­ния в данной области, легко могут это сделать в силу широкой доступности боль­шого количества книг и статей по этой проблеме. Поэтому цель этого раздела (в отличие от всех предшествующих) состоит скорее в том, чтобы дать справоч­ный материал, позволяющий читателю сопоставить процессы развития миро­вой и отечественной культуры в данный период. Поэтому во многих разделах вообще не приводятся никакие оригинальные тексты.

В XVIII в. Россия становится могущественным государством, одним из сильнейших в Европе. Россия ведет победоносные войны с Турцией и Шве­цией, к территории страны присоединяются придунайские, донские и при­черноморские земли и т.п. В России устанавливается абсолютная монархия. В конце XVIII в. получают распространение идеи Просвещения, которые, в частности, нашли поддержку у Екатерины II, претендовавшей на звание про­свещенной государыни. В библиотеках многих дворянских семей имелась зна­менитая «Энциклопедия», издаваемая Дидро и Д'Аламбером. Но после нача­ла Великой французской революции отношение к просветителям и идеям Про­свещения резко изменилось: были осознаны их опасность, их революционный потенциал.

902

Важнейшим событием начала XIX в. стала война с Наполеоном (1812 г.). Она способствовала подъему национального самосознания во всех слоях рус­ского народа, а на офицеров русской армии, участвовавших в освобождении Европы от захватчиков, она оказала еще и особое влияние: показала им про­цесс и результат ломки феодально-абсолютистского строя в Европе. Все это стало важным стимулом для развития движения декабристов. Поражение Восстания декабристов в 1825 г. привело к господству реакции на протяже­нии всего царствования Николая I (1825—1855 гг.). В этот же период форми­руются официальные лозунги русской культуры: «Православие. Самодержа­вие. Народность.» Во второй половине XIX в. в политической жизни боль­шую роль играет борьба за освобождение славян от турецкого ига.

Поражение в Крымской войне (1853—1856 гг.) и приход к власти Алек­сандра II (1855—1881 гг.) положили начало реформам в России, важнейшей из которых стала отмена в 1861 г. крепостного права. XIX век и особенно вто­рая его половина были временем широкого развития различного рода рево­люционных движений. И Александр II — «царь-освободитель» становится жертвой покушения народовольцев.

Важнейшим политическим событием начала XX в. была русско-японская война (1904—1905 гг.), окончившаяся поражением России и ставшая одной из причин Первой русской революции 1905 г. Участие России в первой миро­вой войне (1914—1918 гг.) в свою очередь стало одной из причин сначала Фев­ральской, а затем и Октябрйжой революции 1917 г.

Характерной особенностью российской культуры Нового времени стал ее по преимуществу светский характер, а также активное взаимодействие с куль­турами других народов. С XIX в. русская культура занимает важное место в мировой культуре и оказывает на последнюю серьезное влияние: прежде все­го в литературе, музыке, балете, живописи.