logo
Гриненко

Религия и церковь

Если в период государства Маурья и Кушанов (III в. до н.э. — II в. н.э.) государственной религией был буддизм, то уже при Гуптах брахманизм (ин­дуизм) начинает постепенно вытеснять буддизм (к настоящему времени буд­дизма в Индии практически не существует). Но и в самом брахманизме про­изошли серьезные изменения. На первый план среди богов выдвинулась три­ада: Брахма—Вишну—Шива; где Брахма — это создатель мира, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель (кроме<гого, Шива есть воплощение сил плодородия, сексуальной энергии). Возникло учение об аватарах (воплоще­ниях) богов, одним из наиболее популярных богов делается Кришна (одна из аватар Вишну), выступающий в качестве бога-спасителя людей, а на юге функ­ции бога-спасителя приобретает Рама (герой эпоса Рамаяна). На почве по­читания тех или иных богов в индуизме возникают различные секты и на­правления. Сформировались два основных направления — шиваизм и вишну­изм, где в качестве главного божества почитаются соответственно Шива или Вишну (образ Брахмы всегда оставался достаточно расплывчатым, и особый культ Брахмы не появился). Возникают эротические культы, связанные с по­читанием женского начала — шакти; ряд почитателей Шивы создает оргиас-тические изуверские культы, связанные с поклонением богам любви и смер­ти, главным из которых была Кали (Дурга) — супруга Шивы. Так, привер­женцы одной из самых изуверских сект — тхуги (душители) — приносили в жертву Кали случайных людей (через удушение). Общим для всех индуистов является признание авторитета Вед, учение о карме и переселении душ (ме­темпсихоз), вера в божественное происхождение каст.

В конце XV в. в Индии возникает своеобразная секта сикхов, ее основопо­ложник Нанак пытался объединить в одну религию не только всех индуис­тов, но и мусульман. На протяжении нескольких столетий сикхи вели борьбу с иностранными владыками — сначала мусульманами, а потом англичанами. С древнейших времен в Индии сохраняется (хотя и немногочисленная) секта джайнистов, существуют приверженцы йоги и многих других древних учений.

В Средневековье в Индию проникает христианство (определенные его идеи оказали влияние на формирование образа и биографии Кришны), но оно не получает широкого распространения даже в эпоху колониальной зависимос­ти, когда оно насаждалось англичанами.

Кришнаизм В XV—XVI вв. в Индии начинается реформаторское дви-

жение, центральным в котором стало понятие «бхак-ти» — благоговейная любовь к богу, являющаяся средством спасения, в кото­рой все люди равны (впервые это понятие встречается в Бхагават-гите). Пос­ледователи этого учения назывались «бхакты». Именно среди бхактов получило особое распространение поклонение Кришне как воплощенного Бога (широкое распространение в Индии имело и почитание Бога без воплощения). Идея бхакти получает свою теоретическую разработку в трудах таких фило­софов, как Чайтанья, Раманужда, Валлабхачарья.

По преданию, Шри Валлабхачарья при посещении Браджа (район, где по преданию родился и вырос Кришна) имел видение Кришны, на месте этого

381

чуда он в 1499 г. заложил храм Шри Натха (окончательно достроенный в 1519 г.). Позднее в Брадже создается еще ряд храмов. Браджа становится цен­тром почитания Кришны. Но кришнаизм не был единым течением, внутри него также можно выделить ряд направлений и сект.

Из древних упоминаний о Кришне наибольшего внимания заслуживает Бхагават-гита (вставная поэма в Махабхарате), где Кришна предстает в виде возничьего — Арджуны (см. Культура Древней Индии). Биография Кришны излагается в пуранах.

Кришна Кришна (др.-инд. krsna, буквально «черный», «тем-

ный», «темно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ Кришны многозначен; по-видимому, в нем слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.

Предполагают, что «чернота» Кришны — свидетельство южноин­дийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела Кришны — темно-синий или темно-лиловый (реже он изображается совсем чер­ным, темно-зеленым или темно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. Криш­на по природе своей — прежде всего защитник, избавитель. Но для ин­дийца в слове «Кришна», «Черный», есть также что-то недоброе, зло­вещее; это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры...

В городе Матхара правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрет от руки восьмого сына своей двою­родной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын, Баларама, а восьмого сына, Криш­ну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег реки Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нан-ды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорожденного, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Ящоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглоще­ние пламени лесного пожара и спасение от него воров и пастухов, побе­да над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардха-на, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — из­любленные темы индийской поэзии. Еще более популярная тема — любовь пастушек к отроку Кришне. Заслышав свирель пастуха Криш­ны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трак­туются индусами как символ человеческих душ, устремленных к слия­нию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убий­ством тирана завершается юность Кришны. Из пастуха он превращает­ся в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре

382

и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна пе­реводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку, новый город, кото­рый по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие под­виги, Кришна обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукми-ни), а затем еще 16100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы при Курукшетре, которая завершает круг зем­ных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрел образ Кришны-любовника (при этом на первый план выдви­нулась одна из пастушек — Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини)...

Сходство некоторых моментов в мифе о Кришне и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен («Криш­на», а в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основа­ния некоторым исследователям видеть в Кришне видоизмененный об­раз Христа, некогда занесенный в Индию кочевыми племенами. Одна­ко эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.

(Серебряный С.Д. Кришна. С. 15—18)

Философия

В Индии продолжают существовать и развиваться те же, что и в древнос­ти, шесть ортодоксальных и три неортодоксальные школы (в том числе и буд­дийская). После окончательного вытеснения буддизма (примерно в XIV в.) исчезают и буддийские философские школы.

Государство и право

О суде Простой народ в Индии хотя и легкомыслен, тем

не менее честен и заслуживает уважения. В денеж­ных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внима­тельны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всем поведении мягкость и лю­безность. Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нару­шение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно

383

расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телес­ных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрет он или будет жить. Когда же име­ется преступление против собственности или справедливости или ког­да человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или обрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню. За другие проступ­ки, кроме указанных выше, взимают небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания, если обвиняемый упорно отрица­ет свою вину, или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий: водою, огнем, взвешиванием, ядом.

(Описание Индии китайским путешественником Сюан

Цзаном. С. 155-156)