logo
Гриненко

Полиглот

Греческое искусство второй четверти V в. до н.э. формировалось под влиянием величайглего греческого живописца Полигнота. Этот мастер с поразительной художественной силой выразил в грандиоз­ных композициях пафос греческих побед. Его монументальные рос­писи в храмах и общественных зданиях Платей, Дельф и Афин утра­чены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, а также художественные произведения разного рода, сде­ланные под его влиянием, позволяют определить характер творчества

279

этого гения. Деятельность его продолжается в период от 470 до 440 г. до н.э....

Его рисунок был выразителен и красив. Полигнот, кроме точно оха­рактеризованного движения, делал первые попытки передать и мими­ку лица. Он смог посредством жеста и мимики достаточно убедитель­но показать свох героев в печали, скорби и отчаянии, ужасе и изумле­нии. Полигнот умел ярко охарактеризовать возраст человека и даже такое состояние, как умирание.

Полигнот разработал развитие группы — фигуры объединены не толь­ко действием, но и общим настроением. Он стал все больше вводить в картину пейзаж и, главное, показывать почву под ногами действующих лиц. Особенной заслугой его является новое решение многофигурной композиции: старое размещение фигур в виде фриза стесняло развитие реалистических приемов. Полигнот стал размещать фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы; сохраняя общий масштаб для всех фигур, посредством изображения неровной линии по­чвы объединял фигуры в отдельные сцены. Некоторые фигуры были частью скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в грече­ском искусстве. Композиционные приемы Полигнота, богатейшее раз­нообразие художественных мотивов и положений отдельных фигур были неисчерпаемым источником для последующих поколений художников. Письменные источники указывают, что Полигнот пользовался четырь­мя красками: черной, белой, желтой, красной; из них можно было соста­вить множество тонов. Но живопись Полигнота скорее можно назвать монументальным раскрашенным рисунком.

Мирон

Около середины V в. до н.э. творил выдающийся греческий скульп­тор... Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульп­тор великолепно владеет пластической анатомией и передает свободу движения, преодолевая ту некоторую скованность, которая еще суще­ствовала в скульптурах Олимпии. В «Дискоболе» Мирон выбрал сме­лый художественный мотив — кратчайшую остановку между двумя сильными движениями, тот момент, когда сделан последний взмах руки перед броском диска. Вся тяжесть тела падает на правую ногу, даже пальцы которой напряжены, левая нога свободна и едва касается зем­ли. Левая рука, касаясь колена, как бы удерживает фигуру в равнове­сии. Прекрасно тренированный атлет красиво и свободно выполняет выученное движение. При таком сильном напряжении всего тела лицо юноши удивляет зрителя своим совершенным спокойствием. Переда­ча мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы иска­зить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасно­го и доблестного греческого гражданина...

280

Фидий

В художественной жизни времен Перикла центральное место зани­мал аттический скульптор Фидий. Огромное значение этого величай­шего греческого художника подчеркивают многие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства — пери­од расцвета классического стиля V в. до н.э.

Фидий родился около 500—490 гг. и умер около 431 г. до н.э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославляющие сво­бодного грека, его человеческое достоинство и высокую душевную куль­туру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме... и Афина Про-махос из бронзы, стоящая на площади Афинского акрополя. Эти про­изведения ныне безвозвратно утрачены, и лишь литературные описа­ния и уменьшенные римские копии дают слабое представление о бы­лом великолепии этих прославленных скульптур. Для строящегося нового храма Афины Парфенона Фидий в 438 г. до н.э. окончил две­надцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревян­ная, очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одеж­да и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии II в. н.э....

Афина Парфенос, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фи­гурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скра­дывала формы стройного сильного тела; классически правильное пре­красное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног боги­ни; пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазоно-махии, а с внутренней — гигантомахии. Мраморный фрагмент, храня­щийся в Британском музее, копия со щита Парфенос, показывает, что в расположении фигур Фидий следовал композиционному приему Полигнота, то есть обозначал почву под ногами. На этом щите Фидий изобразил себя в виде пожилого лысеющего мужчины с энергичным лицом в короткой одежде ремесленника с секирой в руках, напада­ющего на амазонку. Рядом с Фидием находится Перикл в шлеме, но жестом правой руки он почти закрывает лицо, так что трудно судить о его портрете.

281

Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедес­тал был также богато украшен рельефами и живописью.

Плутарх сообщает о том, что после изготовления статуи Афины Парфе­нос Фидий был обвинен сначала в воровстве золота, отпущенного на изготов­ление одежды богини, а затем, после того как это обвинение было опровергну­то, — в святотатстве, так как изобразил Перикла и себя на щите богини. Даль­нейшая его судьба неизвестна.

Поликлет

Ярчайшим представителем пелопоннесской школы V в. до н.э. был Поликлет...

Поликлет — мастер бронзовой скульптуры — был не только ваяте­лем, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон» (изве­стное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях челове­ческого тела. Согласно его пропорциональной системе голова состав­ляла '/7 всего роста, лицо и кисть руки У10, ступня 'Д. Корпус его фигур был широким, массивным, общие пропорции приземистые... Воплоще­нием его правил была статуя юноши копьеносца «Дорифор»...

Скопас и Пракситель

Величайшими скульпторами второй четверти и середины IV в. до н.э., новаторами искусства, определившими характер пластики этого периода, были Скопас и Пракситель.

Мастеров, столь разных по темпераменту, характеру творчества, выбору сюжета, индивидуальных в образах и композиционных реше­ниях, объединяет стремление раскрыть внутренний мир человека. Ско­пас показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Пракситель изображает эмоции легкие, при­ятные человеку, тонкие лирические настроения, мечтательность, вос­певает красоту человеческого тела. Оба мастера оказали огромное вли­яние на своих современников; в их стиле работали отдельные мастера и целые школы в течение нескольких столетий...

Ставя перед собой задачу раскрыть духовный мир человека, Ско­пас искал новые художественные средства. Героев его творений отли­чает иной тип лица: широкий овал, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, опущен­ные к наружному краю глаза. Своеобразный рисунок глубоко лежа­щих глаз создает впечатление направленного вверх взгляда. Напряжен­ные лобные мышцы, складки около рта, придающие скорбность выра­жению лица, усиливают экспрессию. Эти приемы трактовки позволяли разнообразить выражение лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные, то глубоко затаенные...

282

Второй великий художник IV в. до н.э. афинский скульптор Пракси-тель, сын Кефисодота Старшего, работал между 370—340 гг. до н.э. Древ­ние источники называют сорок его произведений, из которых сохрани­лась одна только статуя — Гермес из Олимпии, часть же его остальных работ известна нам по римским копиям.

(История искусства зарубежных стран. С. 121—142)