logo
Гриненко

Театр и драматургия

В первые века существования Византии широкой популярностью пользо­вались традиционные театральные представления эпохи эллинизма, в особен­ности выступления мимов. Церковь в целом относилась враждебно к театру, видя в нем дань языческому искусству. Трулльский собор (692 г.) резко вы­сказался против театральных представлений. Но императоры-иконоборцы по­кровительствовали театру, используя его в борьбе против иконопочитателей. Однако и после восстановления иконопочитания отношение к театру не ухуд­шилось.

Но, говоря о средневековой Византии, нельзя не сказать, что театр, кроме своего традиционного существования, получает и иное: элементы театрали­зованных действий проникают в церковь, в богослужение. Так, уже в IV в. богослужение сопровождается пением (впервые это ввел Арий), в литургию вводятся диалоги на евангельские темы, священники используют ряд сцени­ческих приемов (жесты, манеру говорить и т.п.). В дальнейшем проникнове­ние театра в церковь усиливается. При Константине VII Багрянородном по­является литургическая драма — мистерия. В XI—XII вв. мистерия прак­тически полностью вытесняет светский театр, хотя он и продолжает существовать. Мистерии обычно показывались в дни крупных церковных праздников, их содержанием были различные эпизоды из Ветхого и Нового Завета.

502

Из драмы •«Христос- Драма была написана в XI—XII вв., автор неизвестен. Страстотерпец» Один из немногих сохранившихся образцов визан-

тийской драматургии. Интересно, что по крайней мере на треть стихи заимствованы из греческих трагиков.

Ангел

Богородица

Мария Магдалина