logo
Гриненко

Буддийское учение

Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания...

Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отрав­ленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил...

176

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а так­же о путях, ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Буд­да, — приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к от­вращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют... сущность просветле­ния Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»... 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий...

Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концеп­ции естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно суще­ствовать нечто, бытие которого порождает страдание...

Вот вкратце формула причинной зависимости: 1) страдание жизни обусловлено рождением; 2) рождение — стремлением к жизни; 3) стрем­ление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) привя­занность — жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным вос­приятием; 6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами; 7) чувственное соприкосновение — шестью органами по­знания; 8) шесть органов познания — эмбриональным периодом раз­вития организма (состоящего из разума и тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти впечатления обус­ловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины...

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название восьмеричного благородного пути... Этот путь открыт для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в приобретении следующих восьми добродетелей.

1. Правильные взгляды

Так как неведение с его последствиями — заблуждениями ... о я и о мире — является коренной причиной наших страданий, то естествен­но, что для нравственного совершенствования нужно иметь прежде всего правильные взгляды, познать истину. Правильнее взгляды — это правильное понимание четырех благородных истин.

2. Правильная решимость

Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От стремящемся к моральному совершен­ствованию требуется поэтому отрешение от всего земного (привязаннос­ти к миру), отказ от дурных намерений и вражды к другим людям. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.

177

3. Правильная речь

Правильная решимость не должна оставаться лишь «религиозным желанием», а должна воплощаться в действие. Правильная решимость прежде всего должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

4. Правильное поведение

Правильная решимость, не ограничиваясь просто выработкой пра­вильной речи, должна наконец воплотиться в правильное действие, хорошее поведение. Правильное поведение заключается поэтому в от­казе от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворе­ния этих чувств.

5. Правильный образ жизни

Отвергая дурную речь и плохие поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем. Необходимость этого правила за­ключается в показе того, что даже для поддержания жизни нельзя при­бегать к недозволенным средствам — надо'трудиться в соответствии с доброй решимостью.

6. Правильное усилие

Когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь пра­вильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жиз­ни, его постоянно совращают с правильного пути как глубоко укоре­нившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Прогресс нельзя закрепить, если стремящийся к нирване не будет постоянно искоренять старые дурные мысли и препятство­вать их появлению вновь. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме.

7. Правильное направление мысли

Необходимость постоянной бдительности — таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело как тело, ощущение — как ощущение, ум — как ум, душевное со­стояние — как душевное состояние. Обо всем этом он не должен ду­мать: «это — я» или «это — мое»...

Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мок­ротой, кровью, жиром и т.д. На кладбище можно увидеть, как мертвое тело разлагается, пожирается собаками и грифами, а затем, постепен­но смешиваясь с элементами материи, исчезает. Благодаря такому уси­ленному размышлению стремящийся может вспомнить о том, что ре­ально есть тело: как оно отвратительно, тленно и преходяще! «Он от­бросит все фальшивые чувства и привязанность к телу, телу своему и

178

телу других». Простым усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных душевных состояниях стремящийся освобождается от при­вязанности ко всему этому и печали по поводу их утраты. Окончатель­ным результатом этого четырехстороннего напряженного размышле­ния будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали чело­века к миру.

8. Правильное сосредоточение

Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным семи пра­вилам и с их помощью освобождается от всех страстей и злобных мыс­лей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глу­бокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного путешествия — к прекращению страданий. Он сосредоточивает свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении... и исследовании... истин. На этой первой стадии глубокого созерцания... он наслаждается радостью и свободным порождением отрешенности и чистого мышления.

Когда достигается такое сосредоточение, то вера в четырехсторон­нюю истину рассеивает все сомнения и необходимость в рассуждени­ях и исследованиях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредото­чения, на которой радость, покой и внутреннее спокойствие порожда­ют усиленное невозмутимое размышление. Это — стадия осознания такой радости и покоя. На следующей стадии делается попытка перей­ти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения, так возникает третья, более высокая стадия сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмути­мость и освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это, освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости со­средоточения.

Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и вооду­шевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он достигает чет­вертой стадии сосредоточения — состояния совершенной невозму­тимости, безразличия и самообладания, без страдания и освобожде­ния.

Таком образом, он достигает желанной цели — прекращения вся­кого страдания. На этой стадии ищущий достигает архатства, или нир­ваны...

Результатом этого беспрепятственного сосредоточения на истине является совершенное провидение, высшая мудрость, перед которой раз и навсегда ясно раскрывается тайна существования. Неведение и желания искореняются, и источник страдания исчезает. Следователь­но, совершенная мудрость, совершенная добродетель, совершенная невозмутимость — полное избавление от страдания — все это одновре­менно может быть достигнуто в нирване.

(Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. С. 121—136)

179