logo
Гриненко

Школа и обучение

Важнейшая мера, примененная Петром I для преобразования России, — создание слоя образованных людей. Для этого он начал посылать для учения за границей юношей из дворянских семей, а также приглашать учителей из-за границы. Следующим шагом стало создание системы светского образования в самой России. Первым таким учреждением стала открытая в Москве в 1701 г. Школа математических и навигацких наук, затем появляются школы Артил­лерийская, Инженерная, Медицинская. В начале XVIII в. в ряде городов Рос­сии появляются школы, по типу близкие к общеобразовательным. В соответ­ствии с указами Петра I в светских школах в обязательном порядке должны были обучаться дворянские юноши (дворянин не имел права жениться, если у него не было аттестата об окончании школы), но в петровские времена в этих же школах обучались и дети других сословий (подьячих). Позднее эти школы стали чисто дворянскими. Для духовного сословия была создана своя система образования — епархиальные училища, и священник, не окончивший такого училища, не мог получить, приход.

В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук, при которой суще­ствовали университет и гимназия. Этот университет закончил, в частности, М.В. Ломоносов. В 1755 г. был основан Московский университет— по ини­циативе М.В. Ломоносова и при активной поддержке графа И.И. Шувалова, который стал первым куратором университета.

В середине и во второй половине XVIII в. в России возникает ряд специ­альных учебных заведений для дворян. Это шляхетский корпус (1731 г.), Морской Шляхетский корпус (1752 г.), Пажеский корпус (1759 г.). В 1764 г. в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц (первое в

910

Европе светское учебное заведение для девушек дворянского происхождения), затем в ряде городов были открыты аналогичные институты, однако все они (кроме Смольного) пришли в упадок, когда во второй половине XIX в. воз­никла широкая-сеть гимназий. В 1779 г. на средства П.А. Демидова в Москве возникло Коммерческое училище. Особое значение в системе дворянского об­разования имели лицеи — закрытые учебные заведения университетского типа. Самым знаменитым из них был Царскосельский лицей, в котором учил­ся А.С. Пушкин.

Во второй половине XVIII в. в России складывается система общеобразо­вательной школы (двух- и четырехклассные училища). В 1802 г. было созда­но Министерство народного просвещения, образования юношества и распро­странения наук, которое выполняло функцию государственного руководства школами (гимназиями и училищами). Эта сложившаяся система образова­ния претерпела некоторые изменения в пореформенный период, когда полу­чили распространение земские школы и училища.

В XVIII—XIX вв. для дворянских семей было характерно домашнее обра­зование.