logo
Гриненко

Религия и церковь

Период Возрождения стал для католической церкви периодом серьезных потрясений; два самых главных из них - это «Великий раскол» и Реформация.

Только в 1377 г. заканчивается период «авиньонского пленения», и пап­ский престол возвращается Рим. Это произошло в конце понтификата Григо­рия XI, который был вынужден сделать это из страха потерять свои итальян­ские владения. В 1378 г. после смерти Григория XI в Риме состоялись выборы нового папы. Избран был Урбан VI (1378-1389 гг.), вызвавший всеобщее не­довольство. Тогда часть кардинальской коллегии, опираясь на поддержку французского короля, в небольшом городе Фокли, выбрала второго папу -Роберта Женевского - под именем Климента VII (1378-1394 гг.), который поселился в Авиньоне. Так было положено начало двоепапству: оба папы про-

584

клинали друг друга и каждый считал только себя истинным папой. После смер­ти Урбана VI на его место был избран Бонифаций IX (1389—1304 гг.), затем — Иннокентий VII (1404—1406гг.), после него — Григорий XII (1406—1415гг.), а после смерти Климента VII — Бенедикт XIII.

В среде верующих все громче раздавались голоса, требующие созвать со­бор и устранить двоепапство, с защитой этой идеи выступили парижский и болонский университеты, а также многие кардиналы. И в 1409 г. в Пизе был собран собор. Оба папы (Бенедикт XIII и Григорий XII) заранее прокляли тех, кто на него собрался. Пизанский собор начал свою деятельность с того, что низложил обоих пап, а вместо них избрал нового — Александра V (1409— 1410 гг.). Но так как прежние папы не признали решений собора, то вместо двоепапства возникло троепапство. После смерти Александра V был избран папой бывший неаполитанский пират Балтасаро Косса — под именем Иоанн XXIII (1410—1415 гг.), который зарекомендовал себя так, что после него ни один папа не решался (вплоть до XX в.) назвать себя Иоанном. На понтифи­кат Иоанна XXIII приходится начало гуситского движения в Чехии, возглав­ляемого Яном Гусом (1369—1415 гг.). В проповеди Яна Гуса прозвучали уже многие идеи протестантизма (осуждение продажи индульгенций, требование причастия для мирян не только хлебом, но и вином, и т.п.). В 1413 г. в Кон­станце начинает работать новый собор, на который был приглашен Ян Гус и его соратник Иероним Пражский; несмотря на то что у них были охранные грамоты от императора и папы, гарантирующие им безопасность, они были схвачены и сожжены на костре (1415 г.). Кроме борьбы с ересями основной задачей Констанцского собора было покончить с троепапством. Иоанн XXIII в конце концов согласился отречься, Григорий XII, хотя и считал собор неза­конным, но прислал заявление о своем отречении (оба они получили солид­ную компенсацию). Бенедикт же XIII так до конца жизни и не согласился на отречение и не признавал других пап до самой смерти в 1424 г., но вся его паства составляла несколько сотен человек и никакого значения он уже не имел. В 1417 г. на соборе был избран новый папа — Мартин V (умер в 1431 г.), и период «многопапства» закончился. Но зато середина XV в. узнала новое явление — «двусоборие», когда заседали параллельно Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы.

С Евгения IV (1431 — 1447 гг.) открывается список так называемых пап-меценатов, которые покровительствовали искусству, сами были ценителями античных раритетов, заказчиками многих выдающихся произведений искус­ства эпохи Возрождения. Однако их нравы были таковы, что не выдерживали никакой критики. Самый яркий пример этого— Родриго Борджиа•— папа Александр VI (1492—1503 гг.). Роскошная жизнь, которую вели папы, и их «меценатство» требовали громадных средств, добывать которые было все труд­нее. Одним из источников доходов была широкая продажа индульгенций, став­шая в Германии поводом для выступления немецкого священника Мартина Лютера.

31 октября 1517г. Мартин Лютер прибивает к дверям церкви лист бумаги с 95 тезисами, вызывая тем самым на диспут всех желающих. «Почему папа, который несомненно богаче Креза, строит церковь св. Петра не на свои день­ги, а на деньги нищих и бедных христиан Германии?» — этот казалось бы на­ивный вопрос Мартина Лютера мгновенно сделал его известным во всей Гер­мании. Вокруг Лютера группируются представители различных сословий, в

585

том числе его поддерживает ряд немецких князей, желающих ликвидировать свою зависимость от Рима. Лютер выдвигает все более радикальные требова­ния: перевод Библии и проповедь на национальных языках — и сам перево­дит Библию на немецкий, заложив тем самым основы немецкого литератур­ного языка; право каждого по-своему верить и по-своему истолковывать Биб­лию; требование «дешевой церкви» — упрощение богослужения, отказ от пышного оформления церквей, от икон, мощей; от таинства священства, бра­ка (сам женится на бывшей монахине) и т.п. Во всей Европе разгорается про­тестантское движение (гугеноты во Франции, цвинглианцы и кальвинисты в Швейцарии и т.д.).

Католическая церковь отвечает на это Контрреформацией — усиливается деятельность инквизиции, составляется «Индекс запрещенных книг», созда­ется орден иезуитов. Религиозные войны и столкновения во всех странах были на редкость жестокими и кровавыми. В некоторых странах победила католи­ческая церковь, в других — протестанты (в Англии, Нидерландах, Швейца­рии, в ряде княжеств Германии и т.д.).

На теологию данного периода оказали заметное влияние и Великие гео­графические открытия XV—XVII вв. Так, во весь рост встала проблема новой теодицеи (оправдания Бога): если Христос приходил на землю чтобы спасти всех, то почему большинство народов на земле не только не «спасены» к на­стоящему времени — спустя 1500 лет после прихода Христа, но даже ничего о нем не знают? Если, скажем, арабов-мусульман еще можно было обвинить в том, что они знали об учении Христа, но в силу своего нечестия отвергли его, то обвинить в этом же, например, аборигенов Новой Гвинеи или американ­ских индейцев было в принципе невозможно.

О папе Александ- Родриго Борджиа родом из знатной арагонской семьи, ре VI (Родриго получил юридическое образование и сначала работал Борджиа) адвокатом, затем становится военным. После того как его

дядя (брат его матери и, возможно, он же — подлинный отец Родриго) стал папой римским (Каликст III), Родриго приезжает в Рим и быстро делает церковную карьеру, получив даже сан кардинала. В 1492 г. он избирается папой. Он был виновником многочисленных убийств, имел мно­жество любовниц, причем развратил еще в детстве всех своих детей от своей любовницы Розы (графини кастильской), и его дочь Лукреция на протяже­нии всего понтификата была одной из его основных фавориток, своих сыно­вей он сделал светскими властителями в Италии, для чего велись многочис­ленные войны. Ниже приводится всего один эпизод из записей епископа Бур-харда, бывшего свидетелем происходящих событий, посвященный второй свадьбе Лукреции.

Свадьбу отпраздновали с такой пышностью, которой не знала даже языческая древность. На ужине присутствовали все кардиналы и выс­шие придворные священники, причем каждый из них имел у себя по бокам двух благородных блудниц, вся одежда которых состояла из про­зрачных муслиновых накидок и цветочных гирлянд. После ужина пять­десят блудниц исполнили танцы, описать которые не позволяет при­личие, — сначала одни, потом с кардиналами. Наконец по сигналу Лук-

586

реции накидки были сброшены, и танцы продолжались под рукоплес­кания святого отца. Затем перешли к другим забавам.-Его святейше­ство подал знак, в пиршественном зале были симметрично расставле­ны в двенадцать рядов огромные серебряные канделябры с зажженны­ми свечами. Лукреция, папа и гости кидали жареные каштаны, и блудницы подбирали их, бегая совершенно голые, ползали, смеялись и падали. Более ловкие получали от его святейшества в награду шелко­вые ткани и драгоценности. Наконец папа подал знак к состязанию, и начался невообразимый разгул. Описать его и вовсе невозможно: гос­ти проделывали с женщинами все, что им заблагорассудится. Лукре­ция восседала вместе с папой на высокой эстраде, держа в руках приз, предназначенный самому пылкому и неутомимому любовнику.

(Таксилъ Л. Священный вертеп. С. 262)

Об инквизшщии Хотя инквизиция возникла в Средневековье, но кульми­нация ее деятельности — Возрождение. Важным этапом в развитии инквизиции стала булла Иннокентия VIII, приводимая ниже. Осо­бенностью деятельности «священных трибуналов» в эпоху Возрождения было то, что она в основном была направлена не против массовых еретических дви­жений, а против отдельных людей — прежде всего «ведьм» и колдунов, а так­же против ученых (многие из которых занимались магией и демонологией или подозревались в этом) и вольнодумцев.