logo
Гриненко

Философия

В XVIII в. зарождается русская философия. К первым русским филосо­фам можно отнести Григория Сковороду (1722—1794 гг.), М.В. Ломоносова (1711-1765 гг.), А.Н. Радищева (1749-1802 гг.). В начале XIX в. в области философии работают П.Я. Чаадаев (17Э4—1856 гг.), декабристы, затем — сла­вянофилы и западники. Вторая половина XJX в. и начало XX в. стали време­нем бурного и плодотворного развития философии в России. Идеи материа-

905

лизма и позитивизма развивают Н.Г. Чернышевский (1828—1889 гг.), Н.К. Ми­хайловский (1842-1904 гг.), П.Л. Лавров (1823-1900 гг.) и др.; идеи марк­сизма - Г.В. Плеханов (1856-1918 гг.), В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Но осо­бенно интересной и оригинальной является русская идеалистическая фило­софия. Это и религиозно-философские учения великих русских писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, и «философия общего дела» Н.Н. Федо­рова (1828—1903 гг.), давшая начало идеям русского космизма, но самой круп­ной фигурой русской философии является B.C. Соловьев (1853—1900 гг.). Он не только оказался основоположником школы и целого течения философии — «софиологии», но оказал большое влияние на русскую культуру начала XX в. в целом, в частности на такое его течение, как символизм.

О Владимире Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. в Соловьеве Москве в семье знаменитого русского историка и

профессора Московского университета С. Соловь­ева. Дед В. Соловьева, горячо веривший в бога, был священником, доб­рым человеком и подлинным христианином. Однажды он подвел вось­милетнего Володю к алтарю и в искренней молитве благословил его на служение богу. ,

По совету своего отца семилетний Владимир начал чтение житий святых. Религиозное чувство Соловьева было очень сильным. Еще маль­чиком он совершал аскетические поступки. Мать часто находила его спя­щим без одеяла в зимнее время. Этим Соловьев хотел победить плоть.

Склонность к поэзии проявилась у Соловьева еще в детстве. Он наи­зусть знал много песен и стихотворений русских поэтов, интересовался народным творчеством.- Он любил бывать в среде крестьян, кучеров и странников. В Соловьеве было сильно развито мистическое отношение к природе... Иногда юный Соловьев видел вещие сны и видения...

Тринадцатилетний Соловьев пережил религиозный кризис. Кризис начался в 1866г. и окончился в 1871 г. Соловьев выбросил в сад иконы и стал страстным последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Писарева. Социализм и даже коммунизм стали его социальными идеа­лами. Соловьев преодолел эту упрощенную философию благодаря чте­нию Спинозы, Фейербаха и Дж.С. Милля, раскрывших ему всю несо­стоятельность материализма. После чтения Спинозы Соловьёв обра­тился к Шопенгауэру и Гартману, а затем к Шеллингу и Гегелю. Только после изучения сочинений этих мыслителей Соловьев создал свою соб­ственную философскую систему.

Одновременно в этот период жизни (1869—1873) Соловьев изучал естественные науки, историю-и филологию в Московском университе­те. После окончания университета Соловьев в течение года учился в Московской духовной академии.

Первой значительной работой Соловьева была магистерская дис­сертация «Кризис западной философии (против позитивистов)», ко­торую он защищал в 1874 г. Во вступительном слове перед защитой

906

диссертации Соловьев заявил, что неверие в бога опустошает душу че­ловека и доводит его до самоубийства. Несомненно, что все это пере­жил сам Соловьев. После преодоления религиозного кризиса Соловь­ев писал, что рациональная философия — темнота, «смерть при жиз­ни», но что «темнота» обусловливает начало понимания жизни, ибо, сознавая свое «ничтожество», человек приходит к мысли — «бог есть все». Человек получает ответ на свои вопросы лишь в христианском учении, твердыня которого существующий бог, а не абстрактные за­ключения разума.

Для изучения «индийской гностической и средневековой филосо­фии», проблем Софии, а также для завершения своих исследований Соловьев побывал в Лондоне, где работал в Британском музее... Во вто­рой раз видение явилось Соловьеву в Лондоне. Оно не было полным. Эта незаконченность не удовлетворила его. В то время как он размыш­лял над видением и страстно желал его повторения, внутренний голос сказал ему: «В Египте будь!»

Прервав работу в Лондоне, Соловьев спешит в Египет. Приехав в Каир, он остановился в одном из отелей. Однажды вечером Соловьев был уже на пути к Фиваиде. Он отправился туда пешком в европей­ском платье (цилиндре и пальто) и без провизии. В пустыне, в 12 милях от города, Соловьев повстречал бедуинов. Сначала кочевники испуга­лись, приняв его за дьявола. Оправившись от испуга, они, по-видимо­му, ограбили странника и скрылись. Была ночь. Выли шакалы. Соло­вьев ничком лежал на земле. В стихотворении «Три свидания» он рас­сказывает о случившемся на рассвете:

Что есть, что было, что грядет вовеки — Все обнял тут один недвижный взор... Синеют подо мной моря и реки, И дальний лес, и выси снежных гор. Все видел я, и все одно лишь было, — Один лишь образ женской красоты... Безмерное в его размер входило, — Передо мной, во мне — одна лишь ты.

По общему мнению, философскую систему Соловьева следует на­звать философией вечной женственности.

В 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защитил диссер­тацию «Критика отвлеченных начал» и получил степень доктора фи­лософских наук. Однако профессорская деятельность Соловьева была весьма кратковременной. До осени 1881 г. он преподавал в Москов­ском и Петербургском университетах и на Высших женских курсах. В марте 1881 г., после убийства Александра II, Соловьев прочитал в Пе­тербурге публичную лекцию, закончившуюся смелым призывом к царю простить убийц своего отца во имя высшей правды и не приговаривать

907

их к смертной казни. Сказанное Соловьевым поставило его в неудоб­ное положение по отношению к официальным сферам. Он счел необ­ходимым подать в отставку и оставить службу в Ученом комитете при Министерстве народного просвещения. Министр, принимая его отстав­ку, заявил: «Я этого не требовал»...

В 80-х годах Соловьев особенно интересовался проблемой воссо­единения церквей... Католики полагали, что Соловьев отошел от пра­вославия и примкнул к римско-католической церкви. В действитель­ности Соловьев никогда не порывал с православием. Он был убежден, что западная и восточная церкви тесно связаны нерушимыми мисти­ческими узами, несмотря на внешний разрыв...

Подробная биография Соловьева все еще является делом будуще­го. Такая биография необходима, ибо Соловьев был великим филосо­фом. Она будет ценной, потому что он был исключительной личнос­тью и, несомненно, находился в соприкосновении с высшим миром...

Изнуренный вид Соловьева говорил о его крайне беспорядочном образе жизни. Он не был женат и не имел постоянного жилья. У него не было никакого режима для сна, работы, питания. Будучи постоянно в разъездах, Соловьев жил то в какой-либо гостинице в Петербурге, то в имении своих друзей, то где-либо в пансионе на берегах озер Иматры или Саймы в Финляндии...

К материальной стороне жизни и деньгам Соловьев относился край­не пренебрежительно. Заработанные деньги он раздавал, не задумыва­ясь, всем, кто у него просил. Если не было достаточно денег, то Соловь­ев раздавал свои вещи...

Великодушие Соловьева не обходило животных и птиц. Они, каза­лось, чувствовали его любовь ко всему живущему. В Петербурге Соло­вьев часто останавливался в одной из гостиниц. Едва он успевал туда приехать, как к окну его комнаты уже слеталась стая голубей.

У него были близкие друзья и знакомые из всех слоев народа. Глуби­на мысли, широта интересов, огромная эрудиция и особенно остроумие, столь характерные для Соловьева, влекли к нему людей всех классов...

Основным делом жизни Соловьева стало создание христианской православной философии, раскрывающей богатство и жизненную силу основных догматов христианства, которые в умах многих людей пре­вратились в мертвую букву, оторванную от жизни и философии. Он указал на огромное значение этих догматов как философских основ естествознания, как руководства нравственной жизни личности и как отправного пункта для разработки идеала христианской политики. Теоретические изыскания Соловьева всегда преследовали практиче­ские цели: совершенствование мира, преодоление себялюбия, осуще­ствление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсо­лютных ценностей.

(Лосский Н. О. История русской философии. С. 111127)

908