logo
Гриненко

Множественность огня, от коей появляются различные металлы

Мы написали сначала о простом огне, живущем и питающемся от себя самого. Теперь же мы станем говорить о многообразном духе или огне, который есть причина разнообразия и различия созданий, так что нельзя найти одно в точности похожее на другое и одинаковое во всех частях.

Это можно видеть на примере металлов, из коих нет ни единого, который бы имел точный аналог. Солнце производит свое золото. Луна производит металл весьма отличный, а именно серебро, Марс — дру­гой, то есть железо, Юпитер производит иной вид металла, а именно олово, Венера — медь, а Сатурн — свинец; так что все они разные, и каждый отдельно взятый отличается от других. То же самое кажется справедливым и среди людей, как и всех прочих созданий. Причина тому — множественность огня. Подобно тому, как некоторое количе­ство тепла образует, искажаясь, одно следствие, движение моря — дру­гое, пепел — третье, песок — четвертое, пламя огня — пятое, уголь — шестое и т.д.

599

Это разнообразие творений не происходит от первого простого огня, но из множества разнообразных элементов; не от Солнца, а от хода семи планет. И в этом причина того, что мир не содержит ничего одинаково­го в своих индивидуальных особенностях, ибо подобно теплу, преоб­разующемуся и изменчивому каждый час и каждую минуту, изменя­ются и все прочие вещи, ибо трансмутация огня проходит в элементах, в чьих телах она запечатлена этим огнем. Там, где элементы менее все­го сгущены, проявляется Солнце; где немного более — Луна; где эле­менты еще более плотны — Венера; и таким образом в соответствии с разнообразием соединений производятся всевозможные металлы; так что ни один металл не появляется на руднике другого.

Таким образом, необходимо знать, что разнообразие металлов про­исходит от смешения элементов, ибо субстраты их столь же разнооб­разны и не проявляют сходства, которым бы они обладали если б про­исходили от простого огня. Из этого можно легко понять, почему су­ществует так много металлов и в таких разнообразных формах, и по какой причине один металл не похож на другой.

(Парацелъс Т. Магический архидокс. С. 19—28)