logo
Гриненко

Изобразительное искусство

Ислам унаследовал от иудаизма запрет на изображение живых существ, хотя он никогда не был таким строгим, как в иудаизме. Тем не менее (за не­большим исключением) из всех изобразительных искусств в основном полу­чила развитие только орнаменталистика (изображение орнаментов — чаще все-

470

го растительного характера), которая была тесно связана с каллиграфией. Начиная с XI в. получает развитие книжная миниатюра.

Высоко развитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусст­во, занимая среди других его видов почетное место. Достигнув необы­чайной изощренности в применении различных усложненных почер­ков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего ; значительную роль в искусстве мусульманского средневековья.

Бога в странах ислама нельзя было изображать, но можно было обо- ! значать буквами и знаками. Поэтому в искусстве, особенно в оформле­нии культовых зданий, получил развитие геометрический орнамент, , нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое ре­лигиозное значение. Например, слово «Аллах» («Бог») обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали ' буквы этого арабского слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. Два пересеченных квадрата образовывали восьми-лучевую звезду — самый распространенный элемент мусульманской орнаментики. Разнообразное умножение квадратов рождало сложный многоугольный рисунок. Треугольник обозначал «око» бога (мотив древних магических представлений). Пятиугольник символизировал пять заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, ми­лостыня, пост, паломничество в Мекку).

(Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. С. 14)