logo
Гриненко

Изобразительное искусство

Об изобразитель- В VI—IX вв. майя достигли наивысших успехов в ном искусстве развитии различных видов неприкладного искусст-майя ва, и прежде всего в монументальной скульптуре и

живописи. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в переда­че изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, вои­нов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мекси­ка), относящиеся к VIII в. н.э., представляют собой целое историче­ское повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношение пленных, празднество, танцы и ше­ствии сановников и вельмож...

(Древние цивилизации. С. 462)

369

О золотом саде Тот огород, который сейчас служит для обеспече-инков ния монастыря овощами, во времена инков являл-

ся садом из золота и серебра — такие сады имелись в королевских домах королей; в них находилось множество трав и цве­тов различного происхождения..., множество малых растений и боль­ших деревьев, множество больших и малых, свирепых и домашних жи­вотных и пресмыкающихся, которые ползают, как змеи, большие и ма­ленькие ящерицы и улитки, бабочки и птицы и другие более крупные воздушные пернатые — каждая вещь стояла так и на том месте, кото­рое более всего делало ее схожей с изображаемой ею натурой.

Было [там] большое кукурузное поле и растение, которое они назы­вают кинуа, и другие овощи и фруктовые деревья со своими плодами, целиком из золота и серебра, повторявшие натуру. В доме имелись так­же повторенные в золоте и серебре груды дров, как те, что находились в королевском доме; [там] были также большие фигуры мужчин, и жен­щин, и детей, отлитые из того же самого [металла], и много житниц и амбаров, которые они называют пирва, — все для украшения и боль­шего величия дома своего бога Солнца. Поскольку каждый год на всех главных праздниках, которые проводились в его [честь], они подноси­ли ему так много золота и серебра, которое полностью использовалось для украшения его дома, что изобретали каждый день новые [симво­лы] величия; все золотых дел мастера, которые находились на службе Солнцу, не занимались иными делами, кроме как изготовлением и по­вторением [в металле] названных вещей. Они изготовляли бесконеч­ное множество посуды, которую держали в храме для своей службы, включая горшки, кувшины, маленькие и большие сосуды. В целом в том доме не было вещи, которой пользовались для какой бы то ни было службы, чтобы она не была бы сделана целиком из золота и серебра, включая [инструменты], служившие киркой или маленьким заступом для очистки садов. По этой причине с большим основанием и точно­стью они называли храм Солнца и весь дом [инки] Кори-канча, что оз­начает золотой квартал.

(Инка Гарсиласо дела Вега. История государства инков. С. 194)