logo
Гриненко

Школа и обучение

О школах и обуче- Несовершенство ацтекской письменности вело к нии у ацтеков тому, что передача памятников литературы от по-

коления к поколению носила устный характер. За­поминание текстов составляло основу воспитания и обучения; об этом свидетельствуют почти все ранние испанские хронисты. Жрец, учив­ший своих воспитанников, произносил наизусть миф или легенду и за­ставлял их так же выучивать текст наизусть. Комплексы идеограмм в письменных источниках-рукописях служили ему лишь как своеобраз­ные опорные пункты для цитации определенных строф. Естественно поэтому, что все тексты имели метрический характер и определенную просодию, помогающую легче запоминать сказанное. Неудивительно, что почти все дошедшие до нас тексты доиспанского времени облече­ны в поэтическую форму...

(Кинжалов Р.В. Орел, Кецаль и крест. С. 24)

О школах у инков Этот инка (Пача-кутек, т.е. реформатор мира. — Сост.) прежде всего обогатил и расширил больши­ми почестями и благами школы, которые основал в Коско король Инка Рока; он увеличил число их наставников и учителей; он приказал, что­бы все господа вассалов, капитаны и их сыновья, поголовно все индей­цы вне зависимости от их службы, солдаты и подчиненные пользова­лись бы языком Коско и чтобы управление, владения [землями] или высокое положение доставались лишь тем, кто очень хорошо им вла­деет. И, чтобы столь полезный закон не был бы принят впустую, он назначил прекрасно разбирающихся в делах индейцев-учителей для де­тей начальников и знатных людей, не только проживавших в Коско, но также и во всех провинциях своего королевства, в которые он напра­вил учителей, чтобы они обучили бы языку Коско всех полезных для государства людей, в результате чего случилось так, что все королевст­во Перу говорило на одном языке...

Все индейцы, которые, подчиняясь этому закону, до сих пор сохра­няют [знание] языка Коско, отличаются большей воспитанностью и бо­лее способны к ремеслам; остальные же не такие восприимчивые.

(Инка Гарсиласо дела Вега. История государства инков. С. 421)

360