logo
Гриненко

Письменность и книги

У жителей Хараппы и Мохенджо-Даро была своя письменность. Надписи делались на керамике, металлических вещах и на печатях. Эта письменность содержала около 400 рисуночных знаков, знаки писались справа налево. Пись­менность до сих пор не расшифрована, более того, неизвестен даже язык, на котором она сделана, наиболее вероятно предположение, что на древнейшем дравидском.

Древнейшие прочитанные надписи относятся к III в. до н.э. (это буддий­ские тексты — надписи царя Ашоки), написанные слоговым письмом брахми, запись велась слева направо. На его основе позднее сложились три основные ветви индийской письменности: северная, южная и юго-восточная. Чаще все­го записи производились на пальмовых листьях.

Надпись В прошлом, в течение многих столетий, все учаща-

царя Ашоки лись случаи лишения жизни, дурного обращения с

живыми существами, плохих отношений между род­ственниками, неуважительного поведения по отношению к браминам и аскетам. Но в настоящее время, благодаря благочестию царя Пиада-си, любимого богами, барабанный бой стал сигналом благочестия, по­казывающим народу небесные колесницы, слонов, праздничные кост­ры и другие небесные видения. Благодаря насаждению благочестия царем Пиадаси, которого любят боги, в настоящее время наблюдается в размерах, которых не бывало в течение многих столетий, воздержа­ние от лишения жизни, воздержание от дурного обращения с живыми существами, хорошее отношение между родственниками, хорошее по­ведение по отношению к браминам и аскетам, послушание отцу и ма­тери, послушание старшим. В такой и разных других формах усилива­ется проявление благочестия, и царь Пиадаси, любимый богами, хочет

183

сделать так, чтобы это еще больше усиливалось. Поэтому сыновья, вну­ки и правнуки царя Пиадаси, любимого богами, будут до бесконечных времен усиливать проявления благочестия. Твердые в своем благочес­тии и нравственности, они будут внедрять благочестие, ибо наилуч­ший образ действия — это внедрение благочестия: у безнравственных людей благочестие не встречается. Таким образом, и в этом отношении усиление, а не ослабление его является благом. С этой целью написано сие здесь для того, чтобы благочестие усиливалось среди людей и что­бы не допускать ослабление его. Это написано царем Пиадаси, люби­мым богами, принявшим посвящение 12 лет тому назад.

(Надпись царя Ашоки. С. 119)