logo
Гриненко

Школа и обучение

Конфуцианство В школе самого Конфуция преподавались четыре дис­циплины: мораль, политика, язык и литература, излага­емые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи» и «Юэцзин»...

Учитель сказал:

— По природе все люди сходны между собой, привычки и воспита­ние делают людей отличными друг.от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны.

Учитель сказал:

— Я подражаю старине, а не сочиняю, верю в старину и люблю ее. Начинают образование с поэзии, закрепляют изучением правил ли

и завершают обрядовой музыкой. Конфуций сказал:

— Высшее знание — это врожденное знание. Ниже знания, приоб­ретенные учением. Еще ниже знания, приобретенные в итоге одоления

226

трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучи­тельного урока из трудностей.

Конфуций сказал:

— Послушай, Ю, я хочу научить тебя правильно относиться к зна­ниям. О том, что ты знаешь, говори, что знаешь. А о том, чего не зна­ешь, говори, что не знаешь. Только такое отношение к знаниям мудрое.

(Луньюй. С. 194-195)

Даосизм ...Мудрец действует недеянием и учит молчанием...

(ДаоДэЦзин. С. 72)

Моизм Способность к знанию — это прирожденный дар,

благодаря которому приобретают знания, но это еще

не само знание, подобно тому как видят солнце, обладая способностью

видеть...

Виды знания: воспринятое от людей — услышанное знание; знание, достижение которого не ограничено временем и местом, — разумное знание; полученное личным наблюдением — непосредственное знание. То, чем называем [вещь], есть имя. То, что называем, есть действитель­ность. Связь имени и действительности есть отношение. [Связь] воли с деятельностью есть поступок.

(Мобянъ. С. 220)