logo
Гриненко

Школа и обучение

Обучение для всех «дваждырожденных» состояло в изучении священных текстов (и прежде всего — вед) и обрядов. В дописьменный период оно начи­налось как запоминание детьми на слух текстов, произносимых учителем (гуру). С появлением письменности возникла необходимость учиться читать и писать. Так как санскрит считался в ведической религии священным язы­ком, то после превращения его в мертвый язык дети должны были его изу­чать. Буддизм не признавал санскрит священным языком, и проповедь велась на всех диалектах живого разговорного языка.

Начало ученичества отмечалось особым обрядом упанаяны, возникшим в глубокой древности. Период обучения, кроме упанаяны, отмечался еще сле­дующими санскарами (обрядами): изучение алфавита; начало изучения вед; бритье бороды; окончание обучения. В течение всего времени обучения ника­кая плата не вносилась, после окончания учебы семья ученика преподносила учителю подарки (в зависимости от своего состояния).

Представления индийцев основывались на том, что человеку необ­ходима определенная культура, чтобы войти в общину и пользоваться всеми ее правами и привилегиями. Без упанаяны никто не мог назы­ваться дваждырожденным. Кто не проходил этой санскары, считался исключенным из общества дваждырожденных и лишенным всех при­вилегий. Посвящение открывало доступ к сокровищам литературы индийцев. Без него нельзя было жениться на девушке из варн дважды­рожденных. Таким образом, индийский идеал сделал всеобщее обра­зование необходимым испытанием и отличительным признаком всего общества. Наиболее замечательным фактом в связи с упанаяной явля­ется то, что благодаря ее совершению посвященный считался пережив­шим второе рождение-Учеников принимали, если они удовлетворяли условиям, указан­ным учителем. «Это знание не следует передавать неверующему, не­чистому и порочному»... Ученики жили и питались в доме своего гуру..-,

184

а взамен оказывали ему разные личные услуги, например присматрива­ли за его коровами и поддерживали жертвенный огонь... Кроме того, ученик также помогал своему учителю собирать милостыню... Обыч­ный период ученичества продолжался от 12 до 24 лет, но встречаются упоминания и о большей длительности. Возраст, когда начиналось уче­ничество, и период, проводимый в доме у учителя, могли быть различ­ны в зависимости от индивидуальной склонности и способностей... Учитель пользовался большим уважением. Считалось, что почтение к учителю необходимо для высшего рода знания...

(Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. С. 112—114)