Литература
Индийская средневековая литература представляет собой весьма пеструю картину как с точки зрения жанров и конфессий, так даже и с точки зрения языка. В начале II тысячелетия санскрит стал мертвым, книжным языком. Поэтому наряду с литературой на санскрите появляется богатая литература на новых языках и диалектах.
По конфессиональной принадлежности можно различать литературу индуистскую, буддийскую, джайнистскую, суфийскую и т.п. Светская литература также несет отпечаток религиозных верований.
Из прозаической литературы на санскрите особенно известна Панчатан-тра (Пять книг), первый вариант которой появился еще в эпоху Гуптов. Особенностью ее является использованный еще в Махабхарате и Рамаяне прием «обрамленного», или «рамочного», рассказа, когда один рассказ находится внутри второго, второй — внутри третьего. Еще в Средневековье Панчатан-тра была частично переведена на арабский, персидский, сирийский, греческий, латинский, другие языки и оказала большое влияние не только на индийскую, но и на мусульманскую и европейскую литературу.
Из крипшаист- Сур Дас (XVI в.) — первый поэт знаменитого поэтической поэзии ского объединения «Союз восьми благословенных», про-Сур Даса существовавшего до 1585 г. По преданию, в 1510 г. Сур Дас впервые встретился с Валлабхачарьей, а в 1519 г. при открытии кришнаистского храма Шри Натхаджи Сур Дас уже выступал как первый поэт и музыкант этой кришнаистской секты. В «Житие» Сур Даса рассказывается, что он был из рода брахманов, родился слепым, но обладал способностью к ясновиденью.
Сердца Кришны и Радхи впервые любовь открыла. Поговорили их очи, и тайное стало явью.
385
Кришна сказал: «Приходи в деревню к нам, к дому Нанды.
У двери меня позови — все меня кличут Канхейей.
Ты скажешь мне: далеко! Но приходи, я услышу!
Клянусь: если выйдешь утром, вечером будешь дома!
С тобою, такой чистосердечной, хотел бы всегда быть рядом!»
Сур Дас: Вот и Радха-гопи лукавому верит Кришне!
* * *
Рядом с любимым Кришной Радха блистает дивно,
Словно иссиний тамаль рядом с желтым цветком.
Как благолепна телом! Синей чарует одеждой! —
Подобно осенней луне, скрытой за облаками.
Ярко в носу колечко в нимбе от ожерелья.
Все перемешаны краски с желтою — от куркумы.
Сур: Расцветает сочно рядом с Кришною прелесть, радуя Камадева.
(Нет жизни без Кришны. С. 67, 73)
Из индийской Не так он был счастлив, отдавшись ласкам
лирики X—XII вв. При первой тайной их встрече,
Как увидев на другой день
Смущенные ее глаза.
* * *
Кто другой испытает такое блаженство — Обнять твои круглые бедра? Золотой шнурок достигает величья Варуны и Хутавахи.
* * *
Огонь, спаливший питейный дом, Не щадит и священной ограды. Так и людей: удачливых или нищих — Погребальный костер, не минует.
* * *
Она верная тебе жена, А я неверная, милый. Зачем растрачивать семя? Сыночка, похожего на тебя, не будет.
* * *
Все у меня сгорело,
А в сердце — радость,
Потому что взял он во время пожара
Кувшин из моей руки.
(Индийская лирика II—X веков. С. 78— 79)
386
Из книги «Трид- Кто хочет, обходя обет, дать два рассказа Заполучить чужой обед, о монахах»- Тот пострадает, как старик,
Таскавший сахарный тростник.
Жил в деревне Малланака монах Ниссанга, что значит «тот, кто не принадлежит к общине». Под конец жизни таким добродетельным стал, что ни у кого ничего не просил — разве что принимал подарки. Однажды, выйдя за город, набрал он на поле сахарного тростника. Очень захотелось ему отведать сладких стеблей тростника, и тогда сказал он, к полю обращаясь:
— О поле, поле, разреши мне взять три-четыре стебля. — И сам же вместо поля себе ответил: — Возьми пять-шесть.
Вот он, сам себе разрешение дав, сорвал пять-шесть стеблей и ушел. Понравился монаху Ниссанге тростник, и стал он приходить за ним каждый день.
Однажды проведал про это хозяин поля.
— Как зовут того негодяя, который таскает у меня сахарный трост ник? Спрячусь-ка я сегодня и выслежу вора.
Решил он так и хорошенько укрылся в тростнике.
Вот пришел монах и, как обычно, стал поле спрашивать. Выскочил хозяин из засады и крикнул на монаха так, как на слонов кричат. Монах тотчас же забормотал:
— О, не гневайся, не гневайся! Я всегда, прежде чем сорвать хоть один стебель, разрешения спрашиваю.
Удивился хозяин:
— Как это ты делаешь?
И монах в точности повторил все, как он делал обычно. Разгневанный хозяин крепко связал монаха, притащил его к колодцу и спросил:
— Колодец, а колодец, скажи, сколько раз.этого дурня окунуть — раза три-четыре? — И сам ответил: — Раз пять-шесть.
Так хозяин поля помучил изрядно беднягу, а потом уже отпустил его, наказав никогда больше так не делать.
(Бхаратакадватриншати. Тридцать два рассказа о монахах. С. 348—349)
Музыка
В эпоху Средневековья в Индии продолжают существовать и развиваться множество школ и музыкальных стилей. Одно из основных различий между северной и южной музыкой в том, что на севере она испытала влияние мусульманской музыки, на юге же продолжалось развитие брахманистских традиций.
387
Архитектура и строительство
Основная масса скальных и наземных храмов в VII веке была сосредоточена в южных районах Индии. Таковы выросшие в городе Ма-хабалипураме на морском побережье близ Мадраса в период расцвета государства Паллавов пять небольших сооружений — ратх. Высеченные целиком из огромных валунов вместе с дополняющими их статуями, они образовали совершенно новый тип ансамбля. Стоящие на открытом пространстве и представляющие взору скульптурные изображения на своих стенах, эти храмы были не столько произведениями архитектуры, сколько огромными скульптурными монументами, обработанными с ювелирной тщательностью и большой художественной фантазией. В этих «моделях» домов все внимание уделялось внешней отделке фасадов с пилястрами, нишами, колоннами, портиками. Внутреннее пространство было незначительным или отсутствовало вовсе. Каждая из ратх была названа именем божества или легендарного героя эпоса «Махабхарата» и имела свой неповторимый облик. Дхарма-раджаратха представляла собой кубическую в основании, ступенчатую пирамиду, увенчанную по углам и сторонам ярусов кровли нарядными шлемовидными шатрами; Арджунаратха воспроизводила тип сельской хижины; Бхимаратха — тип двухэтажной постройки со сводчатым перекрытием. Но все они и по своим ритмам и по компактности нарядных форм1 дополнял и друг друга... Свободно поставленные ратхи как бы составляли часть вольного мира. Этому ощущению помогали и крупномасштабные статуи быка, льва и слона, высеченные из тех же валунов и расположенные рядом со святилищами. Исполненные живой наблюдательности, непосредственности и правдивости, они выглядели так, будто случайно забрели на территорию храма. Особенно остро чувство единения с природой проявилось и в дополняющем ансамбль огромном скальном рельефе Махабалипурама. Посвященный мифу о нисхождении священной реки Ганга на землю к людям, этот рельеф предназначался для увековечивания места храмовых торжеств и сезонных празднеств... Огромный (9 метров в высоту и 27 в длину) рельеф, выбитый на скале под открытым небом... На нем изображены все стихии и сферы небес и земли, толпы людей, духов, небожителей и животных, в едином радостном порыве устремившихся к месту, откуда низвергался с небес водный поток. Это место в скале обозначено естественной впадиной, по которой в период дождей и в самом деле стекала вода. В расщелине изображены богини-змеи, извивающиеся хвосты которых как бы помогали создать подлинное ощущение движения воды и низвержения потока. Легенда и живые жизненные наблюдения сплетаются воедино в этой грандиозной панораме, проникнутой мощным движением. Здесь и аскеты, и небесные музыканты, и лани, и величественные слоны, ведущие на водопой своих слонят... Такого объедине-
388
ния фигур в едином безудержном движении, такого огромного собрания легенд на поверхности каменного массива не ведала вся предшествующая история индийского искусства...
В целом система индуистского храма была несложной. Ядро храма составляло кубическое по форме святилище — вимана с небольшим внутренним пространством — гарбха-гриха («чрево храма»), где помещалась главная святыня, недоступная взорам толпы. Вимана увенчивалась башнейшикхара и была самой высокой частью храма. За ней следовал притвор и многоколонный зал или галерея — мантапа, место собрания молящихся.
На рубеже IX—X веков уже отчетливо выявились и характерные различия между северными и южными типами построек. Северный тип отличался мягкими, криволинейными, словно набухающими очертаниями своих высоких башен, увенчанных каждая символическим коль-цом-амалака («плод лотоса») наверху. Южные храмы увенчивались многоярусной пирамидальной башней, прообразами которой являлись ступенчатые кровли ратх VII века Махабалипурама, а затем и стройные, вытянутые вверх башни Прибрежного храма того же Махабалипурама, возведенного уже в VIII столетии.
Бурное развитие храмового зодчества потребовало и новых строительных приемов. КIX веку уже изжила себя трудоемкая техника вырубания храма из цельной скалы. Вместо нее активно внедрилась в жизнь техника кладки из тесаного камня. Строительный камень (на севере — известняк, на юге — песчаник, мрамор и гранит), которым изобиловали горы Индии, добывался в скалах, резался на месте на крупные блоки и доставлялся к храму. Каменные блоки скреплялись либо деревянными клиньями, забиваемыми в отверстия, либо металлическими скобами. Камень стали соединять с кирпичом или деревом.
(Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. С. 110—113, 119—120)
Храм Кайласанатхи в Эллоре... находится посреди вырубленного из скалы двора, площадью 58 х 51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы, и представляет в плане большой прямоугольник, размером 55 х 36 метров. Этот храм, как ратхи в Махабалипураме, вырублен из скалы вместе со всеми своими фигурными и декоративными украшениями...
Высшую точку архитектуры Ориссы представляет собой большой храм Сурьи (бога солнца) в Конараке, один из самых больших храмов во всей Индии. Он был построен примерно в середине XIII века, сейчас же представляет собой необычайно впечатляющие развалины. Основное здание храма в Конараке с огромными колесами на наружных стенах отвечает мифологическим представлениям о колеснице солнца, запряженной гигантскими конями. Фигурные украшения храма в Ко-
389
нараке знамениты своими эротическими скульптурами, отличающимися грубой откровенностью. Существует много толкований этих изображений. Одно из них, возможно наиболее вероятное, связывает их с искусством танцовщиц, обычно состоявших при храмах такого рода в качестве невест божества и одновременно «служивших» святым паломникам, что не вызывало осуждения в глазах общества...
(Моде X. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. С. 91—92)
Индийско-мусуль- После завоевания Индии мусульманами возникает но-манская архитек- вый тип архитектуры, представляющий собой сплав му-тура сульманских и индийских традиций. К ним относятся
традиционные для ислама мечети, минареты и медресе, но также крепости и мавзолеи.
Довольно обособленно стоит знаменитейший ныне памятник архитектуры Индии — Тадж-Махал в Агре, выстроенный Шах Джаханом в память своей любимой жены Мумтаз-Махал. Этот мавзолей хотя и имеет планировку, восходящую к персидским образцам, и, по преданию, был сделан по эскизу персидского архитектора, однако по своему впечатляющему архитектурному образу, носящему характер фантастически-ирреальный, который отличает индийские памятники такого рода от всех неиндийских, является типичным для Индии архитектурным произведением. Тадж-Махал расположен посреди большого парка, из которого открывается с разных точек зрения памятник с его башнями, похожими на минареты.
(Моде X. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. С. 139)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru