Религия и церковь
Если в период государства Маурья и Кушанов (III в. до н.э. — II в. н.э.) государственной религией был буддизм, то уже при Гуптах брахманизм (индуизм) начинает постепенно вытеснять буддизм (к настоящему времени буддизма в Индии практически не существует). Но и в самом брахманизме произошли серьезные изменения. На первый план среди богов выдвинулась триада: Брахма—Вишну—Шива; где Брахма — это создатель мира, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель (кроме<гого, Шива есть воплощение сил плодородия, сексуальной энергии). Возникло учение об аватарах (воплощениях) богов, одним из наиболее популярных богов делается Кришна (одна из аватар Вишну), выступающий в качестве бога-спасителя людей, а на юге функции бога-спасителя приобретает Рама (герой эпоса Рамаяна). На почве почитания тех или иных богов в индуизме возникают различные секты и направления. Сформировались два основных направления — шиваизм и вишнуизм, где в качестве главного божества почитаются соответственно Шива или Вишну (образ Брахмы всегда оставался достаточно расплывчатым, и особый культ Брахмы не появился). Возникают эротические культы, связанные с почитанием женского начала — шакти; ряд почитателей Шивы создает оргиас-тические изуверские культы, связанные с поклонением богам любви и смерти, главным из которых была Кали (Дурга) — супруга Шивы. Так, приверженцы одной из самых изуверских сект — тхуги (душители) — приносили в жертву Кали случайных людей (через удушение). Общим для всех индуистов является признание авторитета Вед, учение о карме и переселении душ (метемпсихоз), вера в божественное происхождение каст.
В конце XV в. в Индии возникает своеобразная секта сикхов, ее основоположник Нанак пытался объединить в одну религию не только всех индуистов, но и мусульман. На протяжении нескольких столетий сикхи вели борьбу с иностранными владыками — сначала мусульманами, а потом англичанами. С древнейших времен в Индии сохраняется (хотя и немногочисленная) секта джайнистов, существуют приверженцы йоги и многих других древних учений.
В Средневековье в Индию проникает христианство (определенные его идеи оказали влияние на формирование образа и биографии Кришны), но оно не получает широкого распространения даже в эпоху колониальной зависимости, когда оно насаждалось англичанами.
Кришнаизм В XV—XVI вв. в Индии начинается реформаторское дви-
жение, центральным в котором стало понятие «бхак-ти» — благоговейная любовь к богу, являющаяся средством спасения, в которой все люди равны (впервые это понятие встречается в Бхагават-гите). Последователи этого учения назывались «бхакты». Именно среди бхактов получило особое распространение поклонение Кришне как воплощенного Бога (широкое распространение в Индии имело и почитание Бога без воплощения). Идея бхакти получает свою теоретическую разработку в трудах таких философов, как Чайтанья, Раманужда, Валлабхачарья.
По преданию, Шри Валлабхачарья при посещении Браджа (район, где по преданию родился и вырос Кришна) имел видение Кришны, на месте этого
381
чуда он в 1499 г. заложил храм Шри Натха (окончательно достроенный в 1519 г.). Позднее в Брадже создается еще ряд храмов. Браджа становится центром почитания Кришны. Но кришнаизм не был единым течением, внутри него также можно выделить ряд направлений и сект.
Из древних упоминаний о Кришне наибольшего внимания заслуживает Бхагават-гита (вставная поэма в Махабхарате), где Кришна предстает в виде возничьего — Арджуны (см. Культура Древней Индии). Биография Кришны излагается в пуранах.
Кришна Кришна (др.-инд. krsna, буквально «черный», «тем-
ный», «темно-синий»), в индийской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Образ Кришны многозначен; по-видимому, в нем слились различные мифологические и, может быть, даже исторические прототипы.
Предполагают, что «чернота» Кришны — свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела Кришны — темно-синий или темно-лиловый (реже он изображается совсем черным, темно-зеленым или темно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. Кришна по природе своей — прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове «Кришна», «Черный», есть также что-то недоброе, зловещее; это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры...
В городе Матхара правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрет от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у нее от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын, Баларама, а восьмого сына, Кришну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удается переправить на другой берег реки Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нан-ды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорожденного, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Ящоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него воров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардха-на, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) — излюбленные темы индийской поэзии. Еще более популярная тема — любовь пастушек к отроку Кришне. Заслышав свирель пастуха Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Но бог неуловим и недостижим: в конце концов, Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг — убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастуха он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре
382
и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры — ядавов в Двараку, новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жен (первая из них Рукми-ни), а затем еще 16100 жен. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми женами, Кришна производит многочисленное потомство. После битвы при Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.
В средневековой индийской культуре наибольшую популярность приобрел образ Кришны-любовника (при этом на первый план выдвинулась одна из пастушек — Радха, хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини)...
Сходство некоторых моментов в мифе о Кришне и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имен («Кришна», а в другом произношении «Кристна», «Христос») давали основания некоторым исследователям видеть в Кришне видоизмененный образ Христа, некогда занесенный в Индию кочевыми племенами. Однако эта гипотеза не подтверждена сколько-нибудь убедительно.
(Серебряный С.Д. Кришна. С. 15—18)
Философия
В Индии продолжают существовать и развиваться те же, что и в древности, шесть ортодоксальных и три неортодоксальные школы (в том числе и буддийская). После окончательного вытеснения буддизма (примерно в XIV в.) исчезают и буддийские философские школы.
Государство и право
О суде Простой народ в Индии хотя и легкомыслен, тем
не менее честен и заслуживает уважения. В денежных делах индийцы бесхитростны и в отправлении правосудия внимательны к людям. Они боятся возмездия в будущих воплощениях души и равнодушны к земным делам. Индийцы не допускают обмана или предательства и верны данной клятве или обещанию. В управлении у них царит удивительная честность, а во всем поведении мягкость и любезность. Уголовных преступников или бунтовщиков в Индии мало, и они лишь иногда доставляют беспокойство. Когда имеет место нарушение закона или покушение на власть государя, то дело тщательно
383
расследуется и виновного в преступлении заключают в тюрьму. Телесных наказаний при этом не применяют, а человека перестают считать существующим и не заботятся, умрет он или будет жить. Когда же имеется преступление против собственности или справедливости или когда человек виновен в неверности или в непочтении к родителям, то за это обрезают нос или уши, или обрубают руки или ноги, или изгоняют из страны, или прогоняют в безлюдную пустыню. За другие проступки, кроме указанных выше, взимают небольшой денежный штраф, и это освобождает от иного наказания, если обвиняемый упорно отрицает свою вину, или, несмотря на наличие вины, старается оправдать себя, то для установления истины и принятия приговора применяют четыре рода ордалий: водою, огнем, взвешиванием, ядом.
(Описание Индии китайским путешественником Сюан
Цзаном. С. 155-156)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru