Религия и церковь
Период Возрождения стал для католической церкви периодом серьезных потрясений; два самых главных из них - это «Великий раскол» и Реформация.
Только в 1377 г. заканчивается период «авиньонского пленения», и папский престол возвращается Рим. Это произошло в конце понтификата Григория XI, который был вынужден сделать это из страха потерять свои итальянские владения. В 1378 г. после смерти Григория XI в Риме состоялись выборы нового папы. Избран был Урбан VI (1378-1389 гг.), вызвавший всеобщее недовольство. Тогда часть кардинальской коллегии, опираясь на поддержку французского короля, в небольшом городе Фокли, выбрала второго папу -Роберта Женевского - под именем Климента VII (1378-1394 гг.), который поселился в Авиньоне. Так было положено начало двоепапству: оба папы про-
584
клинали друг друга и каждый считал только себя истинным папой. После смерти Урбана VI на его место был избран Бонифаций IX (1389—1304 гг.), затем — Иннокентий VII (1404—1406гг.), после него — Григорий XII (1406—1415гг.), а после смерти Климента VII — Бенедикт XIII.
В среде верующих все громче раздавались голоса, требующие созвать собор и устранить двоепапство, с защитой этой идеи выступили парижский и болонский университеты, а также многие кардиналы. И в 1409 г. в Пизе был собран собор. Оба папы (Бенедикт XIII и Григорий XII) заранее прокляли тех, кто на него собрался. Пизанский собор начал свою деятельность с того, что низложил обоих пап, а вместо них избрал нового — Александра V (1409— 1410 гг.). Но так как прежние папы не признали решений собора, то вместо двоепапства возникло троепапство. После смерти Александра V был избран папой бывший неаполитанский пират Балтасаро Косса — под именем Иоанн XXIII (1410—1415 гг.), который зарекомендовал себя так, что после него ни один папа не решался (вплоть до XX в.) назвать себя Иоанном. На понтификат Иоанна XXIII приходится начало гуситского движения в Чехии, возглавляемого Яном Гусом (1369—1415 гг.). В проповеди Яна Гуса прозвучали уже многие идеи протестантизма (осуждение продажи индульгенций, требование причастия для мирян не только хлебом, но и вином, и т.п.). В 1413 г. в Констанце начинает работать новый собор, на который был приглашен Ян Гус и его соратник Иероним Пражский; несмотря на то что у них были охранные грамоты от императора и папы, гарантирующие им безопасность, они были схвачены и сожжены на костре (1415 г.). Кроме борьбы с ересями основной задачей Констанцского собора было покончить с троепапством. Иоанн XXIII в конце концов согласился отречься, Григорий XII, хотя и считал собор незаконным, но прислал заявление о своем отречении (оба они получили солидную компенсацию). Бенедикт же XIII так до конца жизни и не согласился на отречение и не признавал других пап до самой смерти в 1424 г., но вся его паства составляла несколько сотен человек и никакого значения он уже не имел. В 1417 г. на соборе был избран новый папа — Мартин V (умер в 1431 г.), и период «многопапства» закончился. Но зато середина XV в. узнала новое явление — «двусоборие», когда заседали параллельно Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы.
С Евгения IV (1431 — 1447 гг.) открывается список так называемых пап-меценатов, которые покровительствовали искусству, сами были ценителями античных раритетов, заказчиками многих выдающихся произведений искусства эпохи Возрождения. Однако их нравы были таковы, что не выдерживали никакой критики. Самый яркий пример этого— Родриго Борджиа•— папа Александр VI (1492—1503 гг.). Роскошная жизнь, которую вели папы, и их «меценатство» требовали громадных средств, добывать которые было все труднее. Одним из источников доходов была широкая продажа индульгенций, ставшая в Германии поводом для выступления немецкого священника Мартина Лютера.
31 октября 1517г. Мартин Лютер прибивает к дверям церкви лист бумаги с 95 тезисами, вызывая тем самым на диспут всех желающих. «Почему папа, который несомненно богаче Креза, строит церковь св. Петра не на свои деньги, а на деньги нищих и бедных христиан Германии?» — этот казалось бы наивный вопрос Мартина Лютера мгновенно сделал его известным во всей Германии. Вокруг Лютера группируются представители различных сословий, в
585
том числе его поддерживает ряд немецких князей, желающих ликвидировать свою зависимость от Рима. Лютер выдвигает все более радикальные требования: перевод Библии и проповедь на национальных языках — и сам переводит Библию на немецкий, заложив тем самым основы немецкого литературного языка; право каждого по-своему верить и по-своему истолковывать Библию; требование «дешевой церкви» — упрощение богослужения, отказ от пышного оформления церквей, от икон, мощей; от таинства священства, брака (сам женится на бывшей монахине) и т.п. Во всей Европе разгорается протестантское движение (гугеноты во Франции, цвинглианцы и кальвинисты в Швейцарии и т.д.).
Католическая церковь отвечает на это Контрреформацией — усиливается деятельность инквизиции, составляется «Индекс запрещенных книг», создается орден иезуитов. Религиозные войны и столкновения во всех странах были на редкость жестокими и кровавыми. В некоторых странах победила католическая церковь, в других — протестанты (в Англии, Нидерландах, Швейцарии, в ряде княжеств Германии и т.д.).
На теологию данного периода оказали заметное влияние и Великие географические открытия XV—XVII вв. Так, во весь рост встала проблема новой теодицеи (оправдания Бога): если Христос приходил на землю чтобы спасти всех, то почему большинство народов на земле не только не «спасены» к настоящему времени — спустя 1500 лет после прихода Христа, но даже ничего о нем не знают? Если, скажем, арабов-мусульман еще можно было обвинить в том, что они знали об учении Христа, но в силу своего нечестия отвергли его, то обвинить в этом же, например, аборигенов Новой Гвинеи или американских индейцев было в принципе невозможно.
О папе Александ- Родриго Борджиа родом из знатной арагонской семьи, ре VI (Родриго получил юридическое образование и сначала работал Борджиа) адвокатом, затем становится военным. После того как его
дядя (брат его матери и, возможно, он же — подлинный отец Родриго) стал папой римским (Каликст III), Родриго приезжает в Рим и быстро делает церковную карьеру, получив даже сан кардинала. В 1492 г. он избирается папой. Он был виновником многочисленных убийств, имел множество любовниц, причем развратил еще в детстве всех своих детей от своей любовницы Розы (графини кастильской), и его дочь Лукреция на протяжении всего понтификата была одной из его основных фавориток, своих сыновей он сделал светскими властителями в Италии, для чего велись многочисленные войны. Ниже приводится всего один эпизод из записей епископа Бур-харда, бывшего свидетелем происходящих событий, посвященный второй свадьбе Лукреции.
Свадьбу отпраздновали с такой пышностью, которой не знала даже языческая древность. На ужине присутствовали все кардиналы и высшие придворные священники, причем каждый из них имел у себя по бокам двух благородных блудниц, вся одежда которых состояла из прозрачных муслиновых накидок и цветочных гирлянд. После ужина пятьдесят блудниц исполнили танцы, описать которые не позволяет приличие, — сначала одни, потом с кардиналами. Наконец по сигналу Лук-
586
реции накидки были сброшены, и танцы продолжались под рукоплескания святого отца. Затем перешли к другим забавам.-Его святейшество подал знак, в пиршественном зале были симметрично расставлены в двенадцать рядов огромные серебряные канделябры с зажженными свечами. Лукреция, папа и гости кидали жареные каштаны, и блудницы подбирали их, бегая совершенно голые, ползали, смеялись и падали. Более ловкие получали от его святейшества в награду шелковые ткани и драгоценности. Наконец папа подал знак к состязанию, и начался невообразимый разгул. Описать его и вовсе невозможно: гости проделывали с женщинами все, что им заблагорассудится. Лукреция восседала вместе с папой на высокой эстраде, держа в руках приз, предназначенный самому пылкому и неутомимому любовнику.
(Таксилъ Л. Священный вертеп. С. 262)
Об инквизшщии Хотя инквизиция возникла в Средневековье, но кульминация ее деятельности — Возрождение. Важным этапом в развитии инквизиции стала булла Иннокентия VIII, приводимая ниже. Особенностью деятельности «священных трибуналов» в эпоху Возрождения было то, что она в основном была направлена не против массовых еретических движений, а против отдельных людей — прежде всего «ведьм» и колдунов, а также против ученых (многие из которых занимались магией и демонологией или подозревались в этом) и вольнодумцев.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru