Кулинарные Рагу из зайца
рецепты Вначале разрежьте зайца вдоль грудины, и если он
забит недавно — день-два тому назад — не мойте его, а сразу положите жариться на гриле, id est на открытом огне хорошо разожженных углей или на вертеле; затем положите в горшок вареный лук и кабанье сало, а потом порежьте лук, сало и самого зайца на куски и жарьте их на огне, часто помешивая содержимое горшка, либо поджаривайте рагу на железной лопаточке. Затем доведите до румяной корочки и поджарьте хлеб, смочите его полученным бульоном с уксусом и вином, а перед тем измельчите имбирь, гвоздику, стручковый перец, мускатный орех и корицу, а измельчив, добавьте немного кислого виноградного сока и уксуса или мясного бульона; соберите и отложите [специи] в сторону. Затем измельчите хлеб, отожмите бульон, пропустите хлеб (но не специи) через кисею и поставьте тушиться бульон, лук с салом, специи и хлеб, а также зайца; тушите, пока рагу не станет коричневым, добавьте уксус и сдобрите солью и специями.
Примечание. Возраст зайца можно узнать по виду анального отверстия: число складок соответствует числу лет.
Цапля
Ощипайте и выпотрошите птицу; затем найдите [и удалите] шесть горьких частей на ее тушке и седьмую среди внутренностей; подогнув, уложите лапки вдоль мясистой части ножек, опалите тушку на огне, нашпигуйте, оберните шею бумагой, смазанной сливочным маслом, и затем зажарьте, а как будет готова — подавайте на стол.
(Дюби Ж. Европа в средние века. С. 229—230)
Жилище Последним проявлением социальной дифферен-
циации был дом. Крестьянский дом строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты и не имел другого дымохода, кроме дыры в потолке. Бедно обставленный и оснащенный, он не привязывал к себе крестьянина. Убожество дома способствовало мобильности средневекового крестьянина.
Города тоже состояли еще главным образом из деревянных домов. Они становились легкой добычей пожаров. Огонь был тяжелым бедст-
578
вием Средневековья. В 1200—1225 гг. Руан горел шесть раз. Церковь положила немало усилий, чтобы убедить людей Средневековья, что они лишь странники на этой земле. Даже живя на одном месте, они редко имели время привыкнуть к своему очагу.
Другое дело — богатые. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. В XI в. повсюду топорщились донжоны, преобладала функция защиты. Затем стали появляться украшения. Оставаясь хорошо защищенными, замки стали иметь больше жилых помещений, жилые строения сооружались внутри стен. Вся жизнь концентрировалась в главном зале. Мебели было немного. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, или ларь, куда складывали одежду или посуду. Поскольку жизнь сеньоров была бродячей, нужно было иметь возможность легко уносить багаж. Жуанвиль, отправляясь в кресто'-вый поход, обременял себя лишь драгоценностями и реликвиями. Другим функциональным предметом роскоши были ковры; их вешали как ширмы, и они образовывали комнаты. Ковры возили из замка в замок; они напоминали воинственному народу его излюбленное жилище — палатку.
Но, возможно, знатные дамы, женщины-меценатки стремились к большей изысканности во внутренней отделке. Согласно Бодри де Бур-гейль, в спальне Адели де Блуа, дочери Вильгельма Завоевателя, стены украшали ковры с изображением сцен из Ветхого завета и «Метаморфоз» Овидия; обои представляли сцены завоевания Англии. Потолок был расписан под небо с Млечным Путем, созвездиями, знаками зодиака, солнцем, луной и планетами. Пол был вымощен мозаикой, изображавшей карту мира с чудовищами и зверями. Кровать с балдахином поддерживали восемь статуй: Философии и Свободных искусств.
(Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. С. 335—336)
О банях Наступала пора распространения гигиены, она вхо-
дила в обиход прежде всего в городах. В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата. Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».
579
Впрочем, и монастырская литература внесла свой вклад в заботу о теле. Ценный эльзасский манускрипт 1154 г. представляет собой учебник по диетологии, написанный монахиней из Шварцентхана и иллюстрированный Зинтрамом, монастырским каноником из Мирбаха. Этот календарь предписывал особый режим для каждого месяца. В начале XIII в. был широко распространен «Справочник здоровья», написанный в Салерно.
(Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. С. 331—332)
Литература
Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.
Боккаччо Дж. Жизнь Данте // Боккаччо Джованни. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1996.
Брук К. Возрождение XII в. // Богословие в культуре Средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине». 1992.
Де Во де Серне Пьер. История альбигойцев // Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.
Генрих Сузо. Проповеди // Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.
Григорий Двоеелов. Святого отца нашего Григория Двоеслова епископа Римского собеседование о жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: 1996.
Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола. М.: Молодая гвардия, 1981.
Данте Алшъери. Божественная Комедия. М.: Наука, 1968.
Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.
Иннокентий Ш. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юрист, 1996.
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1992.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 2 т. Т. 1. М.: АО «Академия моды», 1993.
Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975.
Руа Ж. Ж. История рыцарства. М.: Алейтейа, 1996.
Снорри Стурлусон. Сага об Олаве Трюггвасоне // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.
Тяжелое В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Ев-Done. M.: HrKvrr-TRo 1Q81
580
Фома Аквинский. Сумма теологиии // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1.М.: Мысль, 1969.
Фома Кемпийский. О подражании Христу // Богословие в культуре Средневековья. К.: Христианское братство «Путь к истине», 1992.
Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М.: Изд. Францисканцев — братьев меньших конвентуальных, 1995.
Хейзинга И. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.
Цезарий Гейстербахский. Диалог о чудесах // Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.
Forum Conche (Fuero de Cuenca) // Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.
Исторический Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Италии при-Очерк мерно в середине XIV в., в XVI—XVII вв. Возрождение
приходит в другие страны Европы (Северный Ренессанс) — но в каждой европейской стране оно протекает в своих временных рамках и по-своему. В начале XVI в. начинаются протестантские реформы и религиозные войны, потрясавшие Европу на протяжении XVI—XVII вв., из-за чего этот период также получил название эпохи Реформации. Условно концом этой эпохи и началом Нового времени многие исследователи считают первую английскую революцию — 40-е годы XVII в.
Возникшая в XV в. в восточном Средиземноморье могущественная Османская империя сумела захватить всю сохранившуюся к этому времени территорию Византии, а в 1453 г. и Константинополь, переименованный отныне в Стамбул. Греко-турецкие войны привели к бегству (в том числе — в Италию) большого количества образованных греков, которые вывезли с собой множество античных и средневековых текстов. Это способствовало более широкому знакомству итальянских ученых с древнегреческим языком и с подлинными трудами греческих философов, поэтов, писателей и историков и усилило общий интерес к античной культуре. Войны между Османской империей и европейскими государствами играли важную роль в политической жизни Европы эпохи Возрождения.
Важнейшие политические события в жизни Европы произошли на Пиренейском полуострове, где в XIV—XV вв. проходила реконкиста: христиане сумели отвоевать свои территории, вытеснив с полуострова арабов (мавров). На отвоеванных территориях возникло несколько государств: Арагон, Кастилия, Португалия. В 1479 г. произошло объединение в единое государство Кастилии и Арагона — благодаря династическому браку между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской; здесь раньше, чем в других странах, начала формироваться абсолютная монархия. После открытия и завоевания Нового Света Испания становится в XVI в. самым мощным и влиятельным государством Европы и ведет непрерывные войны за всеевропейскую гегемонию.
Политическая карта остальной Европы остается почти такой же, как и в Средневековье: продолжается процесс становления национальных государств
582
во Франции, Англии, Венгрии, Польши и т.п. Германия по-прежнему представляет собой конгломерат различных княжеств, формально объединенных в Священную Римскую империю германского народа, в которую также входит Чехия и ряд территорий Северной Италии. Швейцарский союз, образовавшийся в середине XIII в., в течение двух столетий ведет с Габсбургами борьбу за свою независимость и в конце концов побеждает.
В 1453 г. заканчивается Столетняя война между Англией и Францией, из которой Франция вышла победительницей. В XVI в. Франция пережила серьезное потрясение, связанное с религиозными войнами и сменой династии. К власти приходит Генрих Наварский, ставший французским королем под, именем Генриха IV, и династия Бурбонов правит в стране вплоть до Великой французской революции.
В Англии в 1455 г. начинается война Белой и Алой розы (Йорки и Ланкастеры), которая заканчивается в 1485 г. победой Ланкастеров: на престол восходит Генрих VII, основатель династии Тюдоров. В XVI в. происходят серьезные столкновения между Англией и Испанией: в первую очередь борьба ведется за обладание Новым Светом (Америкой). Кульминацией этой борьбы становится поход Непобедимой Армады (флотилии из нескольких сотен испанских кораблей) в Англию. Поход закончился гибелью испанского флота (1588 г.), и с этого момента Англия (и вплоть до XX в.) является «владычицей морей».
Италия в эпоху Возрождения представляет собой множество самостоятельных государств, самыми влиятельными из которых были Флоренция, Венеция, Неаполитанское королевство, Папская область, Милан, Генуя. На протяжении всей этой эпохи в Италии идут войны и столкновения между различными итальянскими государствами, кроме того, периодически на территорию Италии вторгаются войска французских королей и германских императоров. Родина Возрождения — Флоренция.
В итальянском Ренессансе обычно выделяют следующие основные периоды: проторенессанс (предренессанс) — конец XIII — начало XIV вв. — переходная эпоха между Средневековьем и собственно Возрождением; Раннее Возрождение — период с середины XIV в. до примерно 1475 г.; зрелое, или Высокое, Возрождение — последняя четверть XV —начало XVI в. (квадроченто); и период XVI — начало XVII вв. — Позднее Возрождение (чинквеченто).
Начало Возрождения обычно связывается с творчеством Петрарки и Бок-каччо, т.е. с деятельностью поэтов и писателей. Уже в творчестве Данте (в период проторенессанса) сквозит неприкрытый интерес к античной культуре, который становится ведущим в культуре Возрождения. Неудивительно, что такой интерес античность вызвала первоначально в Италии — стране, где уцелело множество памятников древней культуры. И если Петрарка собирал в основном древние рукописи, то позднее объектом внимания коллекционеров становятся статуи, мозаики, ювелирные изделия, монеты и любые другие предметы старины. Античностью увлекаются настолько, что многие гуманисты даже свой быт пытаются уподобить античному. Возрождение античной культуры (но людьми, обладающими Евангелием) становится девизом эпохи, откуда и ее название — данное, правда, уже позднее.
Общим для культуры Ренессанса во всех странах является не только интерес к античности, но и появление особого мировоззрения и образа жизни, получившего название гуманизма; формирование нового типа личности — так
583
называемый «ренессансный человек»; выдающиеся личности Ренессанса отличаются титанизмом (каждый совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (практически все творцы этой эпохи реализуют себя сразу в нескольких областях, так, Леонардо да Винчи — художник, скульптор, ученый, инженер, Микеланджело — художник, скульптор, архитектор, поэт и т.д.). Меняется само представление о человеке: он теперь не просто «сосуд греха», как считалось в Средневековье, но прежде всего — «венец творения», созданный по образу и подобию Бога. Акцент делается на то, что все существующее — и природа, и человек — есть создания Божьи, и как таковые обладают красотой и совершенством, достойным восхищения и любви. Чтобы приблизиться к Богу, надо теперь не уходить в пустыню, не предаваться подвигам аскезы, а быть художником, уподобляясь Богу в творчестве. В эту эпоху культура выходит из-под опеки церкви, начинается триумфальное развитие светского искусства (живописи, архитектуры, музыки, театра,
литературы).
Важнейшую роль в развитии европейской культуры сыграли Великие географические открытия, начавшиеся в конце XV в. с плаванья Колумба в Америку (1495). Они положили начало европейской экспансии, которая привела к значительному расширению рамок «христианского мира», и принципиально изменили географию. Так, кругосветное плаванье Магеллана опровергло антично-средневековые утверждения, что Земля плоская, доказав, что Земля — шар.
В XVI—XVII вв. произошла революция в астрономии, изменившая космологию: на смену представлениям о том, что центром мира является Земля (геоцентризм), пришли представления о том, что центр мира — Солнце (гелиоцентризм — Николай Коперник, Галилео Галилей), и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм — Джордано Бруно). В работах Иоганна Кеплера и Галилео Галилея получил обоснование экспериментальный метод, ставший основой новой науки — науки Нового времени, на которой базируются достижения всей современной цивилизации.
Культуре Возрождения посвящено множество книг отечественных авторов, а еще больше — зарубежных исследователей, причем большое количество последних переведено на русский язык и доступно нашим читателям.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru