Литература
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. М.: Новый Акрополь, 1995.
Геродот. История. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972.
Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М.: Дет. лит., 1986.
Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.
Египетская книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Ху-дож. лит., 1973.
История Древнего Востока/ Под ред. В.И.'Кузищина. М.: Высшая школа, 1979.
Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Плутарх. Исида и Осирис. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.
Поучения Птахотепа // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Предписание о служебных обязанностях верховного сановника // Хрестоматия по Древней истории / Под ред. акад. В.В. Струве: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1936.
Прославление писцов // Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож. лит., 1973.
Речение Ипувера // Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. М.: Наука, 1991.
Чему учил Хати своего сына Пепи // Всемирная галерея: Древний Восток. СПб.: Терция, 1994.
ШтейнпрессБ.С.,Ямполъский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Исторический Первые поселения на территории Месопотамии суще-очерк ствовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-
VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.
На рубеже IV—III тыс. до н.э. возникают первые города-государства — У р, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили-семитские племена (их'язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли значительную часть Месопотамии. Около 2334 г. до н.э. царем Аккада — древнейшего семитского города в Месопотамии — стал Саргон Древний (по-аккадски — Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. В этот период создается крупная ирригационная сеть по всей Южной Месопотамии, ведется строительство дорог, портов, создается общегосударственная1 система мер и весов, во главе шумерских городов ставятся правительственные чиновники вместо прежней родовой знати. Но шумеро-аккадское государство просуществовало чуть более ста лет. В начале XXII в. до н.э. страну захватывают ди-кие кочевники кутии, чья власть длилась около ста лет. После их изгнания настуиила эпоха господства Ура (III династия), павшего в 2003 г. до н.э. под ударами эламитов (см. раздел «Культура Древнего Ирана»), На этом история собственно шумеров заканчивается, хотя многие достижения шумерской цивилизации оказали значительное влияние на культуру всех народов, населявших территорию Месопотамии на протяжении II—I тыс. до н.э.
В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников — западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около
76
XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них — со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами,' власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Аш-шур, по названию которого вся страна стала называться Ассирией. В конце II — начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.
Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — индийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).
В 539 г. до н.э. персы (см. раздел «Культура Древнего Ирана»), победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru