Литература
Бхаратакадватриншати. Тридцать два рассказа о монахах // Индийская средневековая повествовательная проза. М.: Худож. лит., 1982.
Ван Ду. Древнее зеркало // Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VII-IX вв.). М.: Худож. лит., 1970.
Государевы указы'// Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М.: МГУ—Сиринъ, 1996.
Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
Индийская лирика II—X веков. М.: Наука, 1978.
Исэ моногатари. М.: Наука, 1979.
Каптерева Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. М.: Дет, лит., 1989.
Ки-но Цураюки. Предисловие к поэтической антологии X в. Кокинсю // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
436
Кокуси Сиресю. Когосюй // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.
Кэнко-Хоси. Записки от скуки // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
Малявин В.В. Чань //Буддизм: Словарь. М.: Республика, 1992.
Муросаки Сакибу. Повесть о Гэндзи // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
МодеХ. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. М.: Искусство, 1978.
Нет жизни без Кришны. Из средневековой индийской поэзии. М.: МГУ, 1992.
Ныдзе. Непрошеная повесть. М.: Наука, 1981.
Нихонга // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.
Нихон Рейки. Японские легенды о чудесах. СПб.: Гиперион, 1995.
Описание Индии китайским путешественником Сюан Цзаном // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд-во соц.-полит. лит., 1961.
Пинус ЕМ. Японская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Сов. энцикл., 1988.
Серебряный С.Д. Кришна// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1988.
Синь Тан шу//Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1 / Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М.: Изд. соц.-полит. лит., 1961.
Собрание древних и новых песен Ямато // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
Судзуки Т. Наука Дзен - Ум Дзен. КиТв: Преса Украши, 1992.
Хуанфу Мэй. Возмездие // Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VH-IX вв.). М.: Худож. лит., 1970.
Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. М.: Худож. лит., 1986.
Чжан Чжэнь-Цзы. Практика Дзэн. Красноярск: Белый остров, 1993.
Исторический Основоположником ислама (мусульманства) был Му-очерк хаммед (570—632 гг.). О нем известно, что он родился в
Мекке, там же начинается и его проповедь, но недоброжелательное отношение большинства мекканцев вынудило и его самого, и его сторонников перебраться в г. Йасриб. Мухаммеду удалось сплотить вокруг себя ряд племен бедуинов. Борьба мусульман с мекканцами привела к победе Мухаммеда, и Мекка покорилась ему.
После смерти Мухаммеда главой мусульманской общины (халифом) избирается сподвижник Мухаммеда Абу-Бакр (Абу-Бекр). Ситуация была сложной: многие бедуинские племена, ранее принявшие ислам, отказались платить обещанную Мухаммеду дань (на дело веры) и выдвинули своих пророков. Абу-Бакру удалось силой оружия подавить выступления отступников, Аравия объединяется вокруг Медины. Арабы начинают воевать с Ираном (Персией династии Сасанидов) и Византией, в этом время умирает Абу-Бакр и халифом становится Омар (634—644 гг.), при котором войны пошли с новой силой; в результате была окончательно разгромлена Персия и захвачена значительная территория Византии (Египет, Сирия, Палестина и др.). Победы были одержаны довольно легко (например, Египет захватил отряд всего в 4000 человек), так как местное население и в персидских, и в византийских владениях жестоко эксплуатировалось властями. Возникает новое государство — Арабский халифат.
После неожиданной гибели Омара (заколотого одним из приведенных к нему пленных) халифом становится Осман (644—656 гг.), принадлежавший к мекканскому роду Омейядов, но в это время власть по сути дела сосредоточивается в руках наместников вновь завоеванных земель, на первый план при этом выдвигается Муавия (Муавийя) — тоже из рода Омейядов — наместник Сирии. По приказу Османа были собраны все записи высказываний Мухаммеда, и после работы особой редакционной комиссии был составлен канонический текст Корана. Для многих недовольных это стало поводом для восстания: халифа Османа обвиняли в том, что он препятствует выполнению заповедей Пророка. Сирийские арабы, мекканцы и ряд других провозгласили своим халифом Муавиа; мединцы и восточно-арабские поселенцы выдвинули на эту
438
роль Али — приемного сына Мухаммеда и мужа его дочери Фатьмы (единственной выжившей из всех детей Пророка). Сторонники Али осадили Медину и захватили ее. По преданию, в момент убийства Осман склонился над Кораном, и кровь его обагрила его страницы. Со смертью Османа начинается первая гражданская война (656—661 гг.). Муавия призывает отомстить за смерть Османа, решающее сражение состоялось на границе Сирии на берегу Евфрата. Победа склонялась на сторону шиитов (партия Али), но его противники применили хитрость: нанизали на свои копья листы Корана и стали кричать, что их должна рассудить священная книга, т.е. они предложили обратиться к третейскому судье для разрешения спора.
Состоявшийся суд призвал низложить Али, вскоре (в 661 г.) Али был убит представителем третьей враждующей партии — хариджитов. Реальным обладателем власти стал Муавия, сделавший своей столицей Дамаск. Началась эпоха халифата Омейядов (661—750 гг.), который достиг своего расцвета при халифе Болиде (705—715 гг.). На востоке мусульманские войска захватили Самарканд, Хорезм, Ташкент, покорили Афганистан, основали город на берегу реки Инд, дошли до границ Китая; на западе — с помощью берберов (мавров) — захватили Карфаген (последний римский город в Африке) и весь северный берег Африки; в 712 г. они захватывают Испанию, но их дальнейшее продвижение в Европу было остановлено франками, которые в 732 г. разбили мусульманское войско в битве при Пуатье. Несколько раз арабы пытались захватить Константинополь, но это им так и не удалось. В эту эпоху, несмотря на меры, принимаемые властями, ислам широко распространяется у завоеванных народов, а арабский язык становится языком международного общения, науки и литературы.
В 750 г. к власти приходят представители новой династии — Аббасиды (возводившие свой род к дяде Пророка — Аббасу). За этим последовал распад халифата: прежде всего отделилась Испания, где правил единственный уцелевший потомок Омейядов, затем отпала вся Северная Африка (здесь возникает ряд самостоятельных государств — на территориях современных Алжира, Туниса, Марокко) и Египет; затем и восточные территории обрели независимость, в IX в. государство Аббасидов свелось в сущности к районам, окружавшим Аравийскую пустыню: Сирия, Ирак, Аравия.
Но хотя единого государства у мусульман больше не было, на громадной территории возник и существовал мусульманский мир, который объединяла единая религия (ислам), единый язык общения, науки и литературы — арабский и ряд других общих черт культуры. Фундаментом для развития средневековой мусульманской культуры стала античная культура, хотя отношение к ней (как и в христианском мире) было двойственным: с одной стороны невозможно было не признать ее высочайших достижений, но с другой — она оценивалась всего лишь как языческая, тогда как мусульмане обладали высочайшей истиной Откровения, данной им Аллахом через Мухаммеда. Тем не менее сначала в X в. в Багдаде, затем в XI в. в Кордове (Пиренейский полуостров), а позднее и в ряде других мест возникают центры мусульманского образования, где активно работают переводчики и переписчики античных текстов (к сожалению, переводы делались в основном с сирийского, а не с греческого языка).
В XI в. из степей Казахстана на запад стали продвигаться племена тюрков (собственно уже в IX в. тюрки составляли основную силу в армии Аббасидов,
439
а в IX—X вв. ислам был распространен среди кочевых тюркских племен). Они завоевали большую часть Передней Азии, захватили Хорезм, Хорасан, Сирию, Ирак и почти всю Персию; сам верховный багдадский халиф, считавшийся духовным главой всех мусульман, вынужден был подчиниться тюркам.
В конце XI в. начинается европейская экспансия на Ближний Восток (Крестовые походы), но после первых поражений (христианам удалось даже захватить Иерусалим) мусульмане изгоняют со своих земель христиан. Выдающуюся роль при этом сыграл знаменитый полководец (позднее — султан) Саладин, которому в 1187 г. удалось отобрать у крестоносцев Иерусалим, кроме того, он же захватывает Египет, подчинив его тюркам, и вводит в Египте суннитское вероисповедание. В XIII в. европейцы уже практически полностью изгнаны из Сирии и Палестины.
В XIII в. начинается новое нашествие — монгольское (при Чингисхане), причем монголы шли и на восток (покорили Китай), и на запад (продвинулись в Европу вплоть до Карпат). Из мусульманских районов они захватили прежде всего многие территории в Передней Азии; захват монголами Багдада в 1258 г. означал конец династии Аббасидов. В XIV в. монголы принимают ислам. При потомках Чингисхана в Туркестане возникло самостоятельное государство, ставшее новым центром мусульманской культуры. При Тимуре были объединены Туркестан и Иран, столицей был Самарканд.
В XV в. возникает могущественная Турецкая империя, которой (при султане Махмеде II) удалось захватить Византию, турецкие войска неоднократно вторгались в Европу и однажды чуть было не захватили Вену. В это же время на востоке существуют еще два крупных мусульманских государства: империя Сефевидов в Персии и государство Великих Моголов в Индии. Сохраняются и мусульманские государства в Северной Африке (Египет, Тунис, Марокко). На западе в XV в. христианам удалось одержать победу над мусульманами (маврами), которые были изгнаны из Испании.
В Новое время, особенно при сравнении с бурно развивающимися европейскими странами, культура мусульманского мира может быть охарактеризована как «застойная». В результате в XIX — начале XX в. большинство мусульманских стран оказались в состоянии колониальной или полуколониальной зависимости от европейских стран.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru