Религия и церковь
В Японии на протяжении всего Средневековья существовали две основные религии — синтоизм и буддизм, кроме того в культуре прослеживается некоторое влияние идей конфуцианства и даосизма.
Термин «синтоизм» используется в европейских языках и происходит от китайского «син-то», что является буквальным переводом японского «ками-но-мити», т.е. «путь (местных) богов».
Древнейшая стадия развития синтоизма известна плохо, знания о мифологии черпаются в основном из двух сборников «Кодзики» и «Нихонсеки» («Нахонги», «Нихонги»), составленных в VII—VIII вв. По-видимому, для этой стадии характерно было почитание семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей — ками (буквальный смысл — верхний, начальник). Не ясно, являются ли ками душами умерших предков или же духами земли и стихий. Изображений ками древние японцы не делали, их олицетворением и воплощением считалось само определенное пространство или предмет. Местами почитания ками были обычно возвышения, окруженные каменными оградами (ивасака), иногда там стоял камень-божество (иваку-ра) или засыпанный галькой и огороженный веревкой алтарь. В древнейший же период возникают первые синтоистские храмы, копирующие форму амбара на сваях.
В VI в. в Японии появляются переселившиеся из Кореи последователи буддизма. После создания централизованного государства (эпоха Асука — VII в.) власти начинают усиленно насаждать в Японии буддизм. Буддизм оказал большое влияние не только на всю культуру Японии в целом, но и на синтоизм в частности. Под влиянием буддизма начали строиться синтоистские храмы, появляются изображения богов, синтоистский пантеон стал пополняться буддийскими божествами и т.п. В свою очередь и в буддизме ряд ками стали отождествлять с буддийскими богами, в буддийских храмах стали отводить специальное место для ками. В IX в. возникают секты, в вероучении которых синтоизм и буддизм сливаются.
Большинство верующих японцев (аналогично китайцам) в своей повседневной жизни выполняли обряды обеих этих религий.
В XII в. в Японию из Китая проникает чань-буддизм (получивший здесь название дзэн-буддизма), оказавший большое влияние на различные стороны духовной культуры японцев, а в XIX—XX вв. его идеи широко распространяются среди европейской и американской интеллигенции.
409
В XVI в. в страну проникают католические миссионеры, которых стали поддерживать некоторые крупные феодалы, но в 1614 г., в порядке проведения политики изоляции страны от всех иностранных проникновений, христианство было запрещено.
Когда в результате «переворота Мейдзи» в 1868 г. была восстановлена светская власть императора, синтоизм был объявлен государственной религией, и власти попытались запретить буддизм, но из этого ничего не вышло. Позднее была предпринята попытка «очистить» синтоизм от элементов буддизма (из синтоистских храмов приказано было удалить изображения буддийских богов, предметы буддийского культа и т.п.), но и это не получилось: слишком тесно срослись обе эти религии. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероисповедания.
Синтоизм: мифы В японской мифологии нет единого творца — зачи-о происхождении нателя мироздания, демиурга. Все начинается не с мира хаоса, а с самопроизвольного установления самого
первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению богов-ками. Первых ками было трое... В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются еще четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Двое из них ...были рождены в лоне земли, которую можно отождествить с Японией (поэтическое название Японии в мифах... «тростниковая равнина — срединная земля»). Следом рождается бог, навечно утвердившийся на земле, и бог обильных облаков над равнинами — последние боги-одиночки. Бог всплывающей грязи и его младшая сестра богиня осаждающегося песка открывают список богов, являющихся парами.
Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары богов Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла из младенчества» и, подобно плавающему жиру, носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьем.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом — богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и темные расщелины, а хозяевами всех предметов и явлений окружающего мира становятся рожденные здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия.
(Пинус ЕМ. Японская мифология. С. 685)
410
Из «Кодзики» — Кодзики (Запись мифов) — это древнейший японский Миф о сокрытии литературный памятник, созданный в 712 г. по приказу В гроте богини императора, он содержит основные мифы о богах синто-Аматэрасу истского пантеона.
Богиня Аматэрасу (великая священная богиня, сияющая на небе) является богиней Солнца и плодородия, она — глава синтоистского пантеона и прародительница японских императоров. По легенде она родилась из воды, которой бог Идзанаки омывал свой левый глаз во время очищения. Миф рассказывает, что Сусаноо (младший брат Аматэрасу — бог равнины моря, родившийся из капель воды, которой Идзанаки омывал свой нос во время очищения) начинает буйствовать.
Надеялась богиня Аматэрасу, что образумится после слов ее брат Сусаноо, но не тут-то было. Не уняла глубокочтимая богиня буйства брата своего меньшего, и не видно было его буйству ни конца, ни края. Раскрыл бог Сусаноо кровлю священной ткацкой, где пребывала богиня вместе с небесными жрицами, что ткали одежды небесным богам, и метнул в отверстие тушу жертвенного пегого коня, освежеванного вопреки воле богов заживо, да еще от хвоста к морде.
Отпрянули в испуге в сторону небесные жрицы — накололись потаенным местом на ткацкие челны и скончались.
Приподняла-открыла тогда удрученная этим вконец богиня дверь-заставу небесной усыпальницы, выложенной камнем, и замкнулась-скрылась за ее стенами. Тотчас погрузилась Такахамага-хара (Равнина Вышнего Неба) в кромешный мрак. Непроглядная мгла окутала землю предков Асихара-но-накацу-куни (Срединную страну тростниковой равнины), и воцарилась на ней беспросветная ночь.
А посему заполнилось все пространство гудением неисчислимых злых божеств, подобным жужжанию назойливых майских мух, и повсюду стали приключаться неисчислимые беды.
Стали боги держать совет, как вызволить Аматэрасу из небесной усыпальницы и вернуть свет. И, совершив гадание и все нужные приготовления, поручили Амэ-но-удзумэ (Мятежной деве Неба) испол-'нить свой магический танец. Отогнула-подвязала она ниспадающие рукава своего кимоно лозой небесного тенелюбивого кустарника... переплела-скрепила свою прическу венцом из лозы небесного вьющегося эвонимуса, убрала-украсила запястья букетами из веточек шуршащего низкорослого бамбука садзи... Перевернула-поставила Мятежная дева Неба перед усыпальницей богини Солнца пустую кадку вверх дном, взобралась на это возвышение, а затем принялась потешно петь-танцевать и, притоптывая, производить неимоверный грохот. Постепенно убыстрялся ритм ее вдохновенного танца-песни. Видно, снизошли на нее вышние боги Неба.
Одержимая священным безумием, открыла-обнажила она свои белые груди и ослабила-приспустила с бедер тонкий пояс своей юбки ниже потаенного места — истока жизни, дабы обратить вспять темных
411
злых божеств смерти. И сотряслась Равнина Вышнего Неба от раскатов дружного смеха неисчислимого сонма небесных божеств. Проникли его звуки сквозь каменные стены усыпальницы богини Аматэрасу, пришла она в изумление, приподняла-приоткрыла дверь-заставу своей небесной каменной усыпальницы и стала грозно вопрошать через узкую щель:
— Отчего танец-пение богини Мятежной девы Неба рассмешил неисчислимых небесных богов всех до единого? Ведь сокрывшись в небесной усыпальнице, задумала-загадала я, что воцарится мрак-безмолвие и на Земле — Срединной стране тростниковой равнины.
И молвила в ответ Мятежная дева Неба:
— Появилось у нас божество, что превосходит тебя, богиня, своими достоинствами. Вот и смеемся-веселимся мы в танцах-песнопениях.
Тем временем боги Амэ-но-коянэ (Небесный малый кров) и Амэ-но-футотама (Несравненные дары Неба) приподнесли ей приготовленное заранее священное зеркало и дали ей поглядеться в него. И чем дольше любовалась она своим отражением, тем больше поражало ее необычное видение и тем больше невольно влекло ее к себе. Стоило только богине Солнца поднять дверь-заставу своей небесной усыпальницы, выложенной камнем, как притаившийся около нее бог Амэ-но-тадзикара-о (Могучая рука Неба) крепко схватил ее за руку и силой вывел на Равнину Вышнего Неба.
(Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. С. 331 —333)
Из Нихонги Нихонги — это первая официальная летопись Японии,
(буддизм в Япо- она была составлена в 720 г. В ней описываются собы-нии) тия начинающиеся со «времен богов» и до времени прав-
ления императрицы Дзито (687—696). Составителями сборника являлись принц Тонэри и сановник двора Ясумаро. Нихонги была записана по-китайски, за исключением песен, которые фонетическим методом записаны китайскими иероглифами, но на японском языке.
Зимой в 10-ю луну 1-го года правления Киммэй [552 г.] государь Пэкче послал некоего Киси и двух других человек из западной провинции с изображением Будды Сяка из сплава золота и меди, несколько священных хоругвей, балдахинов и несколько свитков священных сутр в дар государю Ямато.
Кроме того, была преподнесена также особая грамота, восхваляющая рвение к религиозному учению, проникшему из соседней страны. В ней говорилось: «Это учение среди всех учений самое лучшее, но его трудно объяснить и трудно понять...
Учение это может привести к почитанию и воздаянию без меры и границ и ведет к полному достижению высокой мудрости...
Всякий молящийся получает удовлетворение и ничего более не желает.
412
Из отдаленной Индии это учение распространилось и во владении трех Хань, и там не осталось никого, кто бы с благоговением не воспринял проповедь этого учения...
Тэнно (государь. — Сост.) опросил друг за другом своих приближенных, промолвив: «Должны ли мы принять буддизм, занесенный к нам из Западной страны?»
Сога-но оми, Инамэ-но сукунэ ответил: «Все западные страны приняли буддизм, так почему только страна Ямато должна отказываться?» Окоси Мононобэ-но омурадзи и Камако Накатоми-но мурадзи молвили: «Государи нашей страны всегда заботились о поддержании культа 180 божеств Неба и Земли весной, летом, осенью и зимой и культа божества зерна. Если вместо них мы станем поклоняться чужеземным богам, то разгневаем собственных богов»...
Вскоре вспыхнула эпидемия чумы, от которой умирало множество народа. Положение становилось все хуже и хуже и не было никакого лекарства. Окоси Мононобэ-но омурадзи и Накатоми-но мурадзи обратились с жалобой к государю: «Ты не внял советам твоих слуг и из-за этого ныне гибнет народ. Если ты сумеешь быстро и до конца искупить свою вину, то обретешь счастье в будущем».
Государь ответил: «Пусть будет по-вашему», — и тогда слуги взяли и сбросили в воды канала Нанива изображение Будды. Затем они подожгли храм так, что ничего от него не осталось. И хоть на небе не было ни облачка и ветер не дул ниоткуда, внезапно вспыхнул пожар, и дворец Будды был уничтожен.
(Нихонга. С. 127-128)
Дзэн(дзен)- В Японию дзэн (дзен)-буддизм проникает в XII в. из Ки-
буддизм тая и широко распространяется среди самурайского со-
словия. Позднее предпринимаются попытки распространения дзэн среди простого народа, для чего отказывались от китайского языка в пользу японского. Дзэн оказал сильное влияние на эстетические вкусы и традиции японцев, с дзэн теснейшим образом связаны такие виды национального искусства, как монохромная живопись, каллиграфия, поэзия, драма Но, чайная церемония, икебана, разбивка садов, а также ряд воинских искусств.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru