Об астрологах
Глупцов безмозглых предсказанья Мозг обрекают на терзанья. Что бог судил нам в мире этом, То по созвездьям и планетам, Забыв, что ими правит бог, Предречь нам тщится астролог, Как будто мы постигнуть можем, Что уготовил промысл божий... Да, чернокнижья лжеученье Теперь для многих — увлеченье! Как простолюдье, так и знать Все тайное хотят познать — И обязаться чем угодно. Но все напрасно, все бесплодно!
(Брант С. Корабль дураков. С. 77— 78,85)
Из «Фацетии» Генрих Бебель (около 1472 — около 1518 гг.) немецкий Г. Бебеля гуманист. Его « Фацетии» написаны на основе фольклор-
ного материала.
Рыцарь и мельник
Был один рыцарь, который решил повесить своего мельника, уличенного в воровстве. Когда мельник уже взошел на виселицу, рыцарь стал просить заклинать и умолять его, чтобы он назвал ему хоть одного мельника, честного и надежного. Мельник клятвенно заверил, что никого не может назвать. «Если это так, — сказал рыцарь, — сойди с помоста и живи! Мне лучше иметь дело с тобой, чем с другим, может быть, еще более жадным вором».
617
О человеке, которого на море застала буря
Один человек, когда на море поднялась буря, начал жадно есть солонину, говоря, что сегодня он сможет пить больше, чем когда-либо.
О человеке, которого должны были повесить!
Когда одного вора вели на виселицу, то священник, приставленный к нему для поддержки и утешения (как полагается), пообещал ему вечное блаженство и обнадежил, что тот будет ужинать со всевышним, если пойдет на смерть, очистившись от своих грехов. Вор, обратившись к священнику, сказал: «...Если так, благой отец, поужинай за меня ты, а я тебе за оказанную услугу подарю два богемских талера»...
Король и нищий
...Нищий попросил у Альбрехта, герцога Саксондкого, пфенниг во имя родства, которое их связывает. «Откуда взялось это родство?» — спросил герцог. Тот ответил: «От Адама — нашего всеобщего родителя». « Пошел прочь! — сказал герцог. — Если я стану давать всем таким родственникам хоть по одному пфеннигу, то мне не хватит ни герцогства, ни моего отцовского наследства».
(Бебель Г. Фацетии. С. 28,86, 144-145)
Театр и драматургия
С самого начала итальянского Возрождения драматургия античных авторов изучалась столь же внимательно, что и другие литературные произведения. Но они скорее считались предназначенными для чтения, нежели для постановки в театре. В кружке профессора римского университета Помпо-ния Лето (1427—1497 гг.) впервые при чтении античных драм Плавта вслух их начали читать в лицах. Затем возникает мода при итальянских дворах разыгрывать комедии Плавта и Теренция на латинском языке. В конце XV в. итальянский гуманист Батиста Гуарини начал переводить эти произведения на современный ему итальянский язык. Подобного рода спектакли превращались в пышные зрелища с роскошными декорациями, играли в них обычно молодые придворные. В начале XVI в. в Италии возникает так называемая «ученая комедия» — это пьесы, написанные по-итальянски учеными-гуманистами, обычно использующие сюжеты и персонажи античной драматургии. Творцом новой драматургии по праву считают Лудовико Ари-осто (автора прославленной поэмы «Неистовый Роланд»), написавшего пьесы «Комедия о сундуке», «Подмененные», «Студенты» и др. Внесли свой вклад в развитие итальянской комедии и Никколо Макиавелли, написавший «Мандрагору», Джордано Бруно и многие др. Важным этапом в развитии этого жанра стали комедии Пьетро Аретино (1492—1556 гг.), который далеко отошел от античных образцов.
618
Еще два жанра гуманистического театра — это трагедия и пастораль. Трагедия была еще ближе, чем комедия, к античным образцам, для нее характерно было нагромождение ужасов и диких страстей, потому в эту эпоху она так и не обрела собственное лицо. Пастораль имела своей основой римскую (восходящую к александрийской) буколическую поэзию. Героями пасторали были изнеженные и благородные пастухи и пастушки, действие разворачивалось на фоне природы, воспевалась любовь избранных натур. Место рождения пасторали — Феррара, а наиболее известный драматург, работавший в этом жан-j ре, — Торкватто Тассо. • I
Из народного фарса и городского карнавала в Италии к середине XVI в. вырастает и оформляется театр импровизационной комедии — комедия делъ арте.
Из "Комедии Пъетро Аретино (1492—1557 гг.) — сын сапожника из
о придворных Перуджи, в молодости занимался переплетным делом, нравах» Аретино живописью, самоучкой выучил латынь, переехал в Рим • и занялся литературной деятельностью. Прославился как самый остроумный и беспощадный насмешник своего времени, он даже получил прозвище «Бич государей». Свой острый язык использовал для вымогательства подарков и пособий, действуя совершенно беспринципно. Спасаясь от врагов, которых сам себе нажил; перебрался в Венецию (которую остерегался задевать). Он написал пять комедий на итальянском языке на современном cmv мятрпия по
менном ему материале.
В «Комедии о придворных нравах» действие происходит в Риме, куда по настоянию родителей приехал молодой провинциал, чтобы сделать карьеру — стать кардиналом (а то и папой). Главными героями комедии являются по сути дела слуги, которые всех дурачат и над всеми издеваются — здесь уже заметен серьезный отход от древнеримской традиции, где рабы и слуги всегда благородны и преданы своим господам. Ниже приводится отрывок, где слуги рассуждают о господах.
Россо Наш хозяин самый благородный палач, самый отменный негодяй и самый почтенный осел во всей Италии. Что бы там ни говорили, но не прошло и тысячи лет, как он был в одной компании с Сарапика, а теперь можно с ним разговаривать только в полнолуние.
Каппа И, уж, конечно, соврал бы тот, кто вздумал бы утверждать, будто он не сволочь. Да я и сам заметил одну его вшивую подлость — он говорит слугам, которые к нему нанимаются: «За месяц вы испытаете меня как хозяина, а я за месяц испытаю вас как слугу; если я вам понравлюсь, вы останетесь в доме, а если вы мне не понравитесь, вам придется уйти», а в начале следующего месяца он говорит: «Вы мне не подходите».
Россо А, понимаю, в чем хитрость: таким способом он достигает того, что его хорошо обслуживают, а жалованья он не платит.
Каппа Хорош гусь! Вроде смешно и жутко, потому как и в бога-то перестаешь верить, когда видишь этакую скотину, которая, опершись на двух лакеев, заставляет шнуровать ему башма-
619
ки, и, если шнурки оказываются разной длины и концы их не сходятся, он начинает орать благим матом.
Россо А ты забыл про надушенную бумагу, которую ему приносят в нужник на серебряном подносе, и о том, что он не станет ею подтираться, покамест ее предварительно не пригубят?
Каппа Ха-ха! Мне смешно, когда в церкви за каждую «Богородицу», прочитанную стоящим перед ним пажем, он отсчитывает столько же «Отче наш» на своих четках. И разве не потешно, когда означенный паж, прежде чем зачерпнуть святой воды, целует собственный палец и, погрузив его в воду и отвесив самый что ни на есть испанский поклон, подносит хозяину кончик этого пальца, которым мерзавец крестит себе лоб?
Россо Ха-ха! Это, пожалуй, почище бывшего приора в Капуе, который, когда собирался помочиться, заставлял одного пажа развязывать ему гульфик, а другого — вытаскивать оттуда соловья, а когда ему расчесывали бороду, он ставил перед собой лакея с зеркалом в руке, и, если, на беду, какой-нибудь волос выбивался, цирюльнику было худо.
Каппа Скажи, а ты не обращал внимания на те фиговины, какие он выкидывает, когда чистит зубы после еды?
Россо Как — не обращал? Конечно, обращал. Прямо не наглядишься, с каким старанием он это делает. В течение чуть ли не трех часов он растирает их водой, салфеткой и пальцем, а потом на любую услышанную шутку он нарочно разевает рот до отка- зу, чтобы видны были его белые зубы. А разве не уморитель-
но, с какой важностью он расхаживает, закручивает себе волосы на бороде и похотливым взором разглядывает других? Каппа Давай как-нибудь темной ночью стукнем его топориком по
башке. А там будь что будет.
Россо Что ж, стукнем, и пусть послужит это в назидание другим, подобным ему. Однако вот и Валерио. Боюсь, не подслушал ли ohl Пошли-ка отсюда.
(Аретино Пъетро. Комедия о придворных нравах. С. 338—339)
Итальянский театр дал начало еще двум интереснейшим явлениям — испанскому*! английскому театру. Испанский театр возникает в XV в., его первыми драматургами были Хуан дель Энсиса (1469—1534 гг.), писавший пасторали, и Торрес Наарро (ум. ок. 1531 г.), писавший «ученые комедии». Но подлинным основоположником национального театра стал Лопе де Руэда (1510—1565 гг.) — актер, драматург и директор труппы, которая в течение двадцати лет разъезжала по всей Испании. Большой вклад в развитие испанской драматургии внес Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616 гг.), автор прославленного «Дон-Кихота». Ярчайшим драматургом Испании был Лопе де Вега (1562—1635 гг.). Работоспособность его была легендарной: по подсчетам современников, он написал около 1800 пьес светского характера и около 400 на
620
религиозные темы. До наших дней дошло около 500 пьес, но и это число не превзойдено поныне ни одним драматургом мира. В пять лет он уже читал по-испански и по-латьни, с детства сочинял стихи и пьесы. Сын дворянина, он вел жизнь богатую приключениями: воевал, дрался на дуэлях (и сидел за это в тюрьме), участвовал в походе «Непобедимой Армады», к счастью, вернувшись из него живым. Язык Лопе де Вега, сохраняя поэтичность, впитал простоту разговорной речи, фабула в его пьесах обрела логику развития, он избавился от искусственного нагромождения ужасов старой трагедии и вульгарности прежней комедии; многие его пьесы строятся на эпизодах национальной истории. До сих пор пьесы Лопе де Вега идут на сценах лучших театров мира.
Английский театр возникает только в. конце XVI в. Протестантские реформы, проведенные Генрихом VIII, и борьба с папством при Елизавете Великой привели к запрещению мистерий, популярностью пользовались в Англии моралите и фарсы. Проникновение в страну идей итальянского Возрождения привело сначала к подражанию итальянским пасторалям, но уже скоро возникает национальная комедия и трагедия. Конец XVI — начало XVII в. характеризуется появлением «университетских умов». Это прозвище получила группа драматургов (Марло, Кид, Грин и др.), так как все они учились в университетах и были очень образованными людьми. Истинным родоначальником английской драматургии является Кристофер Марло (1564—1593 гг.) — сын сапожника, он окончил Кембриджский университет, отказывается от открывшейся для него духовной карьеры и поступает актером в труппу (профессиональные актеры в Англии, как и в других европейских странах, считались людьми «второго сорта» и в королевских указах приравнивались к бродягам). Позднее он полностью переходит к литературной деятельности. Наиболее известные его пьесы — «Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фаустуса», «Эдуард II», последняя написана на тему из английской истории. Популярность театра все время росла, и в Лондоне было построено несколько специальных театральных зданий — -но все за чертой города, так как театр считался злостным рассадником «непристойных, неприличных, бесстыдных речей». В одном из этих зданий помещался «Глобус» — театр, с которым были связаны жизнь и творчество Вильяма (Уильяма) Шекспира (1564—1616 гг.). Творчество Шекспира — это вершина ренессансной драматургии. Родом из семьи состоятельного торговца, около 1587 г. Шекспир покидает свой дом (в Стратфорде-на-Эйвоне) и присоединяется к одной из актерских трупп. Вскоре он уже в Лондоне, и на сцене ставятся его первые пьесы. Шекспир как актер и драматург работает до 1612 г. в труппе «Слуги лорда Камергера» (позднее — «Слуги короля»), после чего возвращается в родной город. Шекспир написал 37 пьес, некоторые — на сюжеты «Декамерона» («Гамлет», «Ромео и Джульетта»), ряд — на темы английской истории («Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI» и др.), на античные и сказочные сюжеты и т.п. Шекспир остается до сих пор самым современным из всех ренессанс-ных драматургов.
Из «Гамлета» Быть иль не быть — таков вопрос;
Шекспира Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их,
621
Противоборством? Умереть, уснуть —
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть. Уснуть. Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность!
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, —
Вот что сбивает нас; вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века
Гнет сильного, насмешку подлеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Беззвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия...
(Шекспир В. Гамлет. С. 194-195)
Музыка
Музыка Возрождения в своих первоначальных формах сложилась в XVI в. ...как направление Аре нова в Италии и Франции. В последующие столетия оно выдвинуло ряд новых полифонических школ: английскую (Данстейбл, XV в.), нидерландскую школу (XV—XVI вв.), римскую, венецианскую, французскую, немецкую, польскую, чешскую и др. (XVI в.). Профессиональное многоголосие развилось на почве национального народного творчества, влиявшего на светскую и церковную музыку. Церковь утратила прежнюю монополию в профессиональной музыке. Получили самостоятельное развитие различные жанры
622
светского... музыкального искусства, наполненные гуманистическим содержанием и яркой образностью...
В пышном и выразительном стиле духовных мотетов и месс франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в праздничном и красочном культовом искусстве венецианцев (А. и Дж. Габриели) об-наруживаются светские гуманистические устремления Возрождения настолько сильные, что в период контрреформации ставится вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа. И только музыкальная реформа главы римской школы Палестрини... спасла полифонию для католической церкви. Освободительное движение народных масс в эпоху Возрождения породило протестантские гимны — чешские (гуситские песни), немецкие (лютеровский хорал), французские (гугенотские псалмы Гудимеля), польские (псалмы Гомулки) и др. Возрождение дало мощный толчок развитию инструментальной музыки... Эпоха Возрождения завершилась возникновением самостоятельного стиля оркестрово-ан-самблевой и органно-клавирной музыки (А. и Дж. Габриели) и созданием новых музыкальных жанров — оперы, кантаты, оратории, сольной песни, с которыми связано утверждение гомофонии и возрастание роли основных ладов современной музыки — мажора и минора.
(Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. С. 95—96)
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru