Архитектура и строительство
Возникновение нового архитектурного стиля — стиля Возрождения — связано в первую очередь с именем знаменитого флорентийского архитектора Брунеллески. Особенностью нового стиля является обращение к античным образцам, но не их копирование. Архитектура Возрождения вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Еще одной центральной фигурой в архитектуре Раннего Возрождения был Леон Батиста Альберта (1404—1474 гг.), который первым стал воплощением гуманистического идеала «универсального человека». Он написал несколько трактатов, посвященных теории живописи и архитектуры. Наиболее известное здание, возведенное по его проекту, это палаццо Ручеллаи во Флоренции. Главным его нововведением стала ордерная декорировка фасада.
В период Высокого Возрождения ведущее положение в развитии архитектуры занимает Рим. Крупнейший архитектор — Донато дАнжело Браманте (1444—1514 гг.), который перестроил Ватикан и создал проект самого значительного архитектурного сооружения эпохи — собора св. Петра. При Браманте только началось его строительство, продолжили его Рафаэль, Перуцци, Ан-тонио да Сангалло Младший, а закончил Микеланджело, и каждый из них внес что-то свое в архитектурный облик собора (в частности, возведение перекрытия над громадным куполом собора — заслуга Микеланджело).
В конце XVI в. появляется новый стиль — барокко, получивший развитие в XVH-XVIII вв.
623
О Брунеллески Филиппа Брунеллески (1377—1446 гг.) — флорентиец, скульптор и архитектор. Известно, что в молодости увлекался математикой и геометрическими методами построения иллюзорного пространства: на площадях Флоренции он устанавливал декорации, которые с определенного места выглядели как настоящие здания. Любил шутки и розыгрыши, из-за чего, возможно, его долго не принимали всерьез. С 1404 г. уча-ствует в разработке проекта по возведению купола строящегося во Флорен-
ции собора Санта Мария дель Фиоре, в конце концов-получает заказ на вы-
полнение работы и становится ее руководителем.
Начиная с 1418 года жизнь Брунеллески оказывается прочно спаянной с историей флорентийского зодчества его времени. Если до конкурса на строительные леса для купола Брунеллески оставался «частным» человеком, свободным в выборе занятий и развлечений, если он мог позволить себе иногда вести жизнь «гуляки праздного» (Пушкин), то теперь он становится человеком государственным, жизнь которого расписана по часам, который работает сразу на нескольких объектах, руководит большими группами мастеров и рабочих.
Параллельно со строительством собора в том же, 1419 году Брунеллески начинает работы по созданию комплекса Воспитательного Дома; через три года берет на себя перестройку церкви Сан Лоренцо; в это же время работает на менее ответственных строительных площадках — в капелле Барбадори в церкви Сайта Феличита по другую сторону Арно и в Палаццо Барбадори; с 1424 года начинается реконструкция крепостных стен Флоренции; с 1429-го — работы в монастыре Сайта Кроче; с 1432-го —перестройка жилых кварталов вокруг Собора — создание разного рода служебных помещений для Опера дель Дуомо; 1442 году кардинальная перестройка Палаццо дель Парте Гвельфа; реконструкция помещений в Палаццо Синьории (дата не установлена); наконец, 1446 году, перед самой кончиной мастера, открывается строительная площадь Санто Спирито. Ни одно из начатых Филиппе больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно. При этом следует иметь в виду, что работа в Соборе не ограничивалась для Брунеллески возведением купола, он участвовал в создании гробницы святого Зинобия, строил крипту под алтарем святого, помогал при установке нового органа, монтировке и креплении певческих трибун и выполнял множество других менее ответственных ' дел. И это только во Флоренции. Параллельно он строил в Пизе, Пис-тойе, Прато — в эти города ездил регулярно, иногда несколько раз в год; в Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан Джованни Ва д'Арно он возглавляет фортификационные работы. Он заседает в различных советах, комиссиях, дает консультации по вопросам, связанным с архитектурой, строительством, инженерным делом; его приглашают в Милан в связи с постройкой собора, спрашивают его совета относительно укрепления Миланского замка; он ездит в каче-
624
стве консультанта в Феррару, в Римини, в Мантую, проводит экспер-тизу мрамора в Карраре, куда выезжает неоднократно.
(Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. С. 48)
Описание Симеон Лехаци — армянский путешественник, объехав-
Венеции XVII в. ший в XVII в. многие страны Европы и Ближнего Восто-у Симеона Лехаци ка и описавший свои впечатления в «Путевых заметках»
Наконец, мы достигли красивого порта, известного и прославлен-ного, удивительного города и богом созданного острова — великой Be- неции. Уже в двух днях пути по морю показались словно Медный го- род колокольня св. Марка и церкви...
Этот город [кажется] всем людям удивительным и чудесным, ибо он не остров, но не море и не суша, а подобно памятнику Гераклу пост- роен на дорогостоящем и очень прочном основании. Таких строении и зданий человек нигде не увидит, и, кроме бога, никто не может [их] . построить. Они воздвигнуты на воде из нетесанных камней величиной в человеческий рост, а улицы — все вода...
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru