Религия и церковь
На протяжении V—XI вв. произошло принятие христианства практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась духовной власти папы римского. Арианство, представлявшее серьезную силу еще в VI—VII вв., к XI в. сошло на нет. В 1054 г. произошел официальный раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную.
С IV в. на Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.
Сложный характер в Средневековье имела история папства. В результате войн с готами византийского императора Юстиниана (VI в.) Рим остался в подчинении Византии, и на протяжении VI—VIII вв. верховная светская власть в Риме принадлежала византийским императорам. В VIII в. папа Стефан III вступает в союз с франкским королем Пипином Коротким, и тот, в благодарность за оказанные папой услуги, дарит ему ряд территорий Италии (принадлежавших Византии). С этого момента папы римские официально становятся светскими властителями. Уже до этого церковь владела значительным количеством земли на территории Италии, теперь же возникло самостоятельное государство — Папская область (патримоний св. Петра). При Стефане III был изготовлен документ, так называемый «Константинов дар», якобы представляющий из себя грамоту Константина Великого, в которой тот дарит всю Западную Римскую империю римскому епископу (папе) — Сильвестру I. Основываясь на этой фальшивке, папы в дальнейшем будут претендовать на все эти территории.
Сложная политическая обстановка VIII в. привела к тому, что несколько пап были объявлены антипапами, казнены или убиты. Наконец, вмешатель-
524
ство Карла Великого привело к установлению относительного порядка, но Папская область оказалась в вассальной зависимости от франков.
В IX—XI вв. папский престол был всего лишь игрушкой в руках отдельных римских группировок. Падение нравов в церкви достигло величайших размеров. Достаточно сказать, что вопрос о том, кому быть папой, часто решался римскими куртизанками; широкое распространение получила симония (продажа должностей за деньги) и т.п. В X в. в Клюнийском монастыре во Франции началось знаменитое движение за восстановление в церкви апостольских порядков. Вокруг Клюни сплотился целый ряд монастырей Франции, Англии, Италии. Клюнийская конгрегация сыграла видную роль в духовной и политической жизни X—XII вв.
Решающие перемены в церковной жизни были связаны с папой Григорием VII (понтификат: 1073—1086 гг.). Именно Григорий VII первым выдвинул претензию папства на верховную светскую власть, т.е. он провозгласил тезис о том, что папы должны главенствовать над светскими государями. На протяжении всего своего правления он сам вел непрерывную борьбу за власть с германским императором Генрихом IV, одержав ряд побед (моральных и политических), но в конце концов был вынужден бежать из Рима (после захвата его войсками Генриха IV) и погиб в изгнании.
При папе Урбане II (1088-1099 гг.) начинаются крестовые походы. В 1095 г. на Клермонском соборе он призвал всех присутствующих к «освобождению Гроба Господня от неверных». Крестовые походы вызвали к жизни такое важное явление Средневековья, как рыцарско-монашескйе ордена.
В XII—XIII вв. борьба папства со светскими государями за верховенство продолжается. В начале XIV в. особенно острой становится борьба между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV (Красивым). В этой борьбе королевская власть одержала победу. С 1303 г. папский престол был перенесен в Авиньон — город на юге Франции, где и находился до 1377 г. (Авиньонское пленение).
В IX—XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о чистилище (где, как и в аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но откуда — в отличие от ада — спустя некоторое время можно, искупив муками грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. Они понимались как полное или частичное освобождение от дел покаяния (за совершенный грех), даваемое епископом или папой. Они давались за участие (личное или денежное) в строительстве храмов, паломничество в Рим, позднее — за участие в крестовых походах. С XIV в. индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Появляются индульгенции по поводу юбилейных дат. С XV в. стали даровать индульгенции душам умерших, находящимся в чистилище. Такие индульгенции могли купить родственники и друзья умерших. Именно продажа индульгенций стала позднее поводом для начала Реформации.
Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей. Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр движения катар). Катары учили, что у исходного Бога было два сына: старший — Сатана, а младший - Христос. Мир, по их мнению, был сотворен Сатаной, отсюда Сатаной же считался ветхозаветный Бог. Катары отрицали уче-
525
ние о чистилище, отрицали церковные таинства, осуждали взимание церковной десятины и т.п. Особенно сильно они нападали на нравы церковников. Движение катар превратилось в XII в. в серьезную силу. Не сумев иначе с ним справиться, папа Иннокентий III объявил против альбигойцев крестовый поход. В результате катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.
Из •«Саги 00 Снорри Стурлусон (1178—1241 гг.) — крупнейший сред-
Олаве Трюггва- невековый исландский писатель и историк. Описыва-соне» Снорри емые события относятся к IX—X вв.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru