Литература
Ибн Арабы. Геммы мудрости // Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М: Наука, 1993.
Бартолъд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992.
Идрис Шах. Суфии. Харьков, 1993.
Ислам. Краткий справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1986.
Абу Йусуф Йа'куб. Книга о харадже // Хрестоматия по исламу. М.: ГРВЛ, 1994.
Каптерееа Т.П., Виноградова НА. Искусство средневекового Востока. М.: Дет. лит., 1989.
Книга тысячи и одной ночи: В 8 т. Т. 5. М.: Худож. лит., 1959.
Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М.: Наука, 1986.
Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазано-вой. М.: МГУ-Сиринъ, 1996.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: ВиМ, 1996.
Низами. Пять поэм. М.: Худож. лит., 1968.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. •
Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука КазССР, 1972.
Хайям Омар. Рубай. Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1982.
Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха // Хрестоматия по исламу. М.: ГРВЛ, 1994.
Штейнпресс Б. С., Ямполъский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Сов. энцикл., 1966.
Исторический Временем возникновения Византии можно считать год очерк 395, когда умер император Феодосии Великий, завещав-
ший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю. Название «Византия» происходит от «Визант» — древнего имени греческого города, который под названием «Константинополь» стал столицей империи. Сами византийцы называли себя ромеями (римлянами), название «Византия» утвердилось только в эпоху Возрождения (его использовали итальянские гуманисты).
Византия просуществовала более тысячи лет, почти столько же, сколько и Древний Рим. Время существования Византии довольно точно соответствует хронологическим рамкам Средневековья, что, пожалуй, нельзя сказать ни об одном другом государстве мира. Именно византийская культура может считаться непосредственной наследницей и преемницей античной культуры, и не случайно Константинополь называли «вторым Римом»,^- почти до самого конца Средневековья он был не только крупнейшим городом христианского и мусульманского мира, но и самым богатым и культурным. Именно византийская архитектура, живопись, философия, теология, наука и т.п. в течение длительного времени выступали в качестве недосягаемого образца для народов как мусульманского (по крайней мере до IX—X вв.), так и христианского мира (для Западной и Центральной Европы — по крайней мере до XII—XIII вв.). При этом надо помнить, что Византия не только хранила, но и развивала культуру, находясь «на перекрестке» Запада и Востока, она создала свою особую культуру, представляющую из себя оригинальный сплав греко-римской и восточной культуры. Кроме того, что может быть важнее всего, именно Византия и сформировавшееся в ней православие стали хранителями идей первоначального христианства. И наконец, для русских людей она имеет особое значение, так как оказала серьезнейшее влияние на всю русскую средневековую культуру; когда возникнет концепция «Москвы — третьего Рима», Москва будет считать себя непосредственной преемницей Константинополя.
Своего первого расцвета достигает Византия в правление императора Юстиниана (518—565 гг.). Его дядя Юстин, избранный императором солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем, и после смерти Юстина Юстиниан становится правителем громадной империи. Юстиниан считал своим долгом
480
восстановить прежнюю Римскую империю. Полководцу Юстиниана — Вели-зарию (Велисарию) — удалось разгромить государство вандалов в Северной Африке и присоединить его к Византии. После долгой борьбы византийцы разгромили остготов (восточных готов) и к 555 г. полностью захватили Италию. Одновременно Византия вела войну с вестготами (западными готами) в Испании, там тоже удалось захватить ряд территорий. На востоке с 540 по 562 г. велась тяжелая война с Ираном. С севера на Византию шел постоянный натиск со стороны варваров (авары, готы, славяне и т.д.). Вновь восстановленная империя оказалась непрочной: так, уже в 568 г. лангобарды завоевали Северную Италию, где возникло их королевство.
С севера на империю не прекращался натиск варваров, славяне захватили северную и западную части Балканского полуострова, там начался постепенный процесс слияния греческого и славянского населения. Около 680 г. пришедшие с востока болгары (урало-алтайская или, иначе, тюркская группа), заняли область между Дунаем и Балканами (современная северная Болгария), подчинили местных славян и постепенно смешались с ними.
В VII в. Византия ведет тяжелейшие войны с Ираном, эти войны настолько обескровили оба государства, что они уже не смогли дать достойного отпора арабам-мусульманам. В результате Византия потеряла свои владения в Сирии, Палестине, а затем в Северной Африке и ряде других мест. Несколько раз арабы подступали к самому Константинополю, но не смогли его взять. К 700 г. в составе Византии были только земли вокруг Эгейского моря, на западе — Сицилия и клочки Италии (включая Рим и Равенну, но зависимость их от Константинополя была очень слабой). Оставшиеся территории были в основном областями греческой речи, поэтому латинский язык выходит из употребления (только в армии сохранились воинские команды на латыни).
В 867 г. к власти приходит Василий Македонянин, основатель самой долгой в византийской истории династии — Македонской (867—1054 гг.), во время правления которой Византия пережила свой новый расцвет. Василий был родом из армянской семьи, поселившейся в Македонии (отсюда его прозвище). В молодости был захвачен в плен болгарами, когда его выкупили из плена, он сумел — нищий и оборванный — добраться до Константинополя. Обладал большой физической силой, был умелым наездником и укротителем коней. Василий понравился императору Михаилу III, получил должность управителя двора, сумел уничтожить ряд своих соперников, а затем покончил и с Михаилом III и сам стал правителем. Ему удалось наладить финансы, создать прекрасную армию, много внимания он уделял законодательству, сам регулярно присутствовал на судебных разбирательствах, стремясь к тому, чтобы каждый бедняк мог найти защиту у правосудия.
В X в. особую опасность для Византии представляли болгары, которым удалось захватить большую часть Балканского полуострова, Византии пришлось признать за болгарским царем Симеоном императорский титул, Болгария получила особого патриарха, византийский император вынужден был выдать свою дочь замуж за сына Симеона. Регулярные набеги на Византию (зафиксированы с 860 г.) совершали руссы, не раз угрожавшие Константинополю.
В XI в. начинается вторжение турок, которым удалось захватить не только бывшие арабо-персидские земли, но и часть территории Византии, в частности Никею, Антиохию. Во время первого крестового похода*византийцам с помощью крестоносцев удалось вернуть Никею и западную часть Малой Азии. Но вскоре мусульмане под предводительством Саладина нанесли ряд серьезных
481
ударов по завоеванным крестоносцами землям, отвоевали Иерусалим. Во время четвертого крестового похода крестоносцы захватили Константинополь (1204 г.), разграбили его, и на месте Византии была основана Латинская империя, но в нее вошла только часть европейских владений Византии: славянское и греческое население, возглавляемое болгарским царем Борисом дало отпор крестоносцам; в малоазийских районах возник ряд мелких самостоятельных государств: Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирский деспотат. В 1261 г. Латинская империя пала, была восстановлена (но далеко не в полном объеме) Византийская империя, которую возглавил последний никейский император Михаил VIII Палеолог (1259—1282 гг.); династия Палеологов (с небольшими перерывами) правила империей до ее окончательной гибели.
С конца XIII в. главную опасность для византийцев представляли турки. В 1331 г. они захватили Никею — последнюю византийскую территорию в Малой Азии, в 1363 г. — Андрианополь и перенесли сюда свою столицу, в 1393 г. они подчинили себе Болгарское царство. В 1422 г. турки пытались взять Константинополь, но из-за внутренних мятежей увели войска. В 1452 г. турки начали новую осаду Константинополя, 29 мая 1453 г. Константинополь был взят и разграблен. Последний император — Константин XI Палеолог погиб в сражении. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица турецкой (Османской) империи. Так закончилась тысячелетняя история Византии.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru