Религия и церковь
Начало формирования христианской церкви (как организации) можно отнести ко II в. До этого существовали лишь отдельные, слабо связанные между собой христианские общины; в их жизни важную роль играли апостолы и пророки, которые переходили с место на место, устно и письменно наставляя верующих. Во II—III вв. идет процесс образования клира (священнослужителей), который противопоставляется мирянам (простым верующим). К клиру первоначально относились дьяконы, пресвитеры и епископы (от греч. — надзиратели), последние первоначально занимались имуществом и деньгами общины. Уже в конце II в. епископы начинают играть важнейшую роль не только в хозяйственных, но и в идеологических вопросах. В III в. появляются митро- • политы — руководители отдельных церквей, а в IV—V вв. и патриархи — руководители церковных объединений (в Риме патриарх стал называться «папой»). Объединения отдельных общин в епископства, митрополии и патриархии происходили в основном по территориальному признаку и в соответствии с административным делением Римской империи. В начале IV в. выделились Римская, Антиохийская, Александрийская и Иерусалимская патриархии (последняя считалась самостоятельной только в силу священного авторитета), а затем к ним присоединяется еще и Константинопольская. После разделения Римской империи на Западную и Восточную в Западной Римской империи оказывается по сути дела только Римская патриархия, а в Византии — все остальные (хотя вопрос о подчинении различных территорий тому или иному патриарху очень сложен, особенно по отношению к вновь обращенным в христианство народам).
482
В IV в. на востоке зарождается монашество, сыгравшее позднее важную роль в сохранении и развитии европейской культуры.
На протяжении всего первого тысячелетия церковь постоянно раздирали и потрясали различного рода богословские споры, приводившие к появлению различных сект, направлений и течений в христианстве. У самих церковных историков того времени можно обнаружить упоминания о более чем 150 различных сектах, существовавших только в I—V вв. Для решения этих споров, а также различных церковных проблем собирались соборы, семь из которых признаются (и православными, и католиками) Вселенскими.
К числу самых значительных споров, вокруг которых кипели особенно жаркие страсти, относятся проблема триединства Бога (в частности, вызвавшая к жизни арианскую ересь) и проблема природы Христа. Христологиче- ' ские споры, связанные с последней, привели к первому крупному расколу христианской церкви, от которой отделились монофизиты, признающие только одну — божественную — природу Христа, тогда как остальные признали двойственную — и божественную, и человеческую. К монофизитским церквам относятся Эфиопская, Коптская (Египетская) и Армянская (в Армении христианство стало государственной религией еще в 301 г., т.е. раньше, чем в какой-либо иной стране мира).
В VIII—IX вв. Византию потрясла борьба иконоборцев и иконопочитате-лей; император Лев Исавр (716—741 гг.) в 726 г. издает свой первый указ против иконопочитания. По его приказу иконы уничтожались, фрески и мозаики замазывались; духовенство и монашество, которое сопротивлялось этому, изгонялось и уничтожалось. Заодно у церквей и монастырей отбирались их богатства и, в частности, громадные земельные наделы, принадлежавшие им. Иконопочитание было восстановлено при Ирине (775— 802 гг.), но гонения на иконопочитателей возобновились при Льве Армянине (813—820 гг.), и окончательно Иконопочитание было восстановлено при Феодоре в 843 г.
В IX—XI вв. обостряются противоречия между константинопольской и римской церквами. В сущности, в основе этих разногласий лежала борьба за главенство в церкви. Кроме того, римская церковь постепенно ввела ряд нововведений (крещение путем обливания, а не погружения, причащение пресным хлебом вместо квасного и т.п.), а самое главное — изменила одну из статей Никео-Цареградского Символа Веры, где к словам о том, что Дух Святой исходит от Бога Отца, было добавлено «и от Сына». В 1054 г. произошел окончательный разрыв между церквами, существующий до сих пор. За западной (римской) церковью постепенно утвердилось название «католическая» («вселенская»), а за восточной — «православная» («ортодоксальная»). Перед угрозой турецкого завоевания и в надежде на помощь Запада в 1439 г. была заключена Флорентийская уния, по которой восточная церковь признавала главенство папы римского. Но Запад никакой реальной помощи не оказал, и вскоре уния была разорвана.
Монофизитство Ниже приводится текст, описывающий один из сложнейших периодов становления православного вероучения. Он показывает, как на практике шли богословские споры и к каким реальным последствиям это приводило.
483
Сущность монофизитства состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ или естеств, не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Монофизитство определилось исторически как противоположная крайность другому, незадолго до этого осужденному, воззрению — несторианству, которое стремилось к полнейшему обособлению или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская'между ними только внешнее или относительное соединение или обитание одного естества в другом, — чем нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства против Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. Кирилл Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение «единая природа Бога-Слово, воплощенная», что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом, но после его смерти (444) фанатическими его сторонниками перетолковывалось в смысле исключительного единства Божественной природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительной человечности. Когда такой взгляд, утвердившийся в Египте, стал проповедоваться и в Константинополе малоученым, но популярным среди монахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший собор осудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника (448), о чем патриарх, св. Флавиан, сообщил римскому папе, св. Льву Великому, а Евтихий, после безуспешной жалобы в Рим, нашел себе опору в императоре Феодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кирилла на александрийском патриаршестве — Диоскоре. Созванный императором в Эфесе собор епископов (так называемый разбойничий, 449) осудил Флавиана и оправдал Евтихия. Папский легат, диакон Иларий, заявил формальный протест и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а все сделанное в Эфесе — недействительным. Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал в свою очередь папу Льва. Смерть императора Феодосия II (450) дала делу новый оборот. Императрица Пульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против монофизитства и александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный им в патриархи на место Флавиана, поспешил изменить своему покровителю и вслед за императором обратился к папе Льву с просьбой о восстановлении церковного порядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил монофизит-ство, низложил Диоскора, принял догматическое послание папы как выражение православной истины и в согласии с ним составил определение, по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный
484
нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняет- ся через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси. Решения Халки- донского собора (451) не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, и монофизитство доселе отстаивает свою догматическую и церковную самостоятельность в этих странах (яко- виты, армяно-грегориане, копты, эфиопы).
Вернувшись из Халкидона монофизитский монах Феодосии поднял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими войсками Феодосии бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу монофизитства. В Александрии также произошел мятеж, причем отряд воинов был заперт и сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диос-кора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восстановленный военной силой, он был через несколько лет во время нового мятежа убит в церкви (457) и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлением этих событий император Лев I сделал запрос всем епископам и главным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халки-донского собора и не возможно ли соглашение с монофизитами (460). Огромное большинство голосов (около 1600) высказал ось за православный догмат; Тимофей Элур был низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом. Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патриаршим престолом, выставил как девиз истинной веры «Бог был распят» и прибавил к трисвятому гимну (Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный) слова «распятый за нас». Сторонником монофизитства оказался император Василиск (474—476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание, в котором отвергался Хал-кидонский собор. Василиск был низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между православием и монофизитством. С этой целью им был издан в 482 г. объединительный указ — генотикон. Следствием этой затеи был 35-летний разрыв церковного общения с Западом и усилившиеся смуты на Востоке. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения установились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православным Иоанном Талайя, и сверх того явилась другая партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зенона и отделившихся от своего иерархического главы Петра Монга, вследствие чего они прозывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488) вождем монофизитов выступили иерапольский епис-
485
коп Филоксен, или Ксенайя, который терроризировал население преданными ему шайками фанатических монахов (между прочим православный антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем кафедральном храме...)
(Христианство: Энциклопедический словарь. С. 171—172)
В дальнейшем византийское правительство решило вернуться к решениям Халкидонского собора, были восстановлены отношения с Западом (519), монофизитские иерархи низложены. Большинство монофизитов нашли убежище в Египте, среди них произошел ряд расколов и возникло несколько сект. Монофизитство породило также монофелитство (учение о единой воле Христа), вокруг которого еще долгое время шли церковные споры.
- Гриненко г.В.
- Культура первобытного общества
- Первобытная культура
- Традиционная культура
- Литература
- Религия и мифология
- Государство и право
- Письменность и книги
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Юмористические рассказы
- Архитектура и строительство
- Ради Торы
- Литература
- Религия и мифология
- Творение и три эры
- О судьбе души после смерти I
- О вознесении Мани
- Из Дабистан-иМазахиб
- Государство и право
- Письменность
- Архитектура и строительство. Изобразительное искусство
- Литература
- Религия и философия
- Гимн о сотворении мира
- Буддизм
- Жизнь Будды
- Буддийское учение
- Государство и право
- Испытание честности и нечестности министров посредством хитростей
- Об идеале государя
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Из «Брахман» Миф о потопе
- Из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды»
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Религия и философия
- Из «лГг/нъюм*-
- Государство и право
- Государство и право
- Школа и обучение
- Литература
- Поучение царю I
- Песня о воине, изнемогшем в походе
- Скромный пир
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- I тыс. До н.Э. Значения появилось и множество других изыскан-
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- Элейская школа Из «Насмешливой поэмы» Ксенофана
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Эпоха эллинизма
- Театр и драматургия
- Из «Ореста» Еврипида
- Архитектура и строительство
- (История искусства зарубежных стран. С. 107)
- Изобразительное искусство
- Полиглот
- Научные знания
- Быт и нравы
- Воспитание жены Исхомахом
- Литература
- Религия и мифология
- Философия
- О сущности Бога-Слова
- Государство и право
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- III январских календ и накануне наш гай обедает вне дома.
- Религия и мифология
- Философия
- Государство и право
- Письменность и книги
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Литература
- Изобразительное искусство
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Ибн Араби
- Суфийская притча
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Открывающая книгу (фатиха)
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Спевсипп Панарете
- Гликера Филиппе
- О друге, чтобы ему не останавливаться в твоем доме
- О чтении
- Театр и драматургия
- Воскресение
- Церемониал при царской помолвке
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Религия и церковь
- Стурлусона
- Как поступили с еретиками в Кастре в сентябре 1209 года
- Философия
- 0 Ничтожестве выи поход против альбигойцев и захват Константинопо-
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Организация университетской корпорации
- Организация учебы
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Кулинарные Рагу из зайца
- Религия и церковь
- Булла Иннокентия VIII
- Из главы «Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?»
- Философия
- О простом огне
- Множественность огня, от коей появляются различные металлы
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Сильвий. Иоганн
- Корнелий. Андрей
- Литература
- О некромантии
- О танцах
- Об астрологах
- Архитектура и строительство
- Сан Марко (Собор св. Марка)
- Научные знания
- Быт и нравы
- Ш Литература
- Философия
- Религия и церковь
- Государство и право
- Газеты и журналы
- Литература
- Театр и драматургия
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Литература
- Наука и техника
- Философия
- Периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- (Кибалова л., Гербенова о., Ламарова м. Иллюстрированная энциклопедия моды. С. 293—300)
- Наука и техника
- История сети Интернет
- Мультимедиа
- Философия
- На пути к социологии расстановки?
- Человек расстановки
- Лучшее из домашних животных
- Религия и церковь
- Массовое общество и массовая культура
- Введение в анатомию массового человека
- Почему массы вторгаются всюду, везде и всегда не иначе как насилием
- Варварство «специализма»
- Средства массовой информации
- Школа и обучение
- Литература
- '«Восток»- Борхеса
- Из романа Амаду -«Лавка чудес»-
- Из рассказа Кортасара -«Лукас и его больницы*
- Из статьи Барта -«Смерть автора»
- О романах Павича
- Из романа Павича •«Ящик для письменных принадлежностей*
- 10. Отделение, обитое сукном
- Из вестерна Ламура -вГанфайтер»
- Театр и драматургия
- Кинематограф
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Быт и нравы
- Гомосексуальные браки?
- Гомосексуальный брак — это противоречие
- Религия и церковь
- Философия
- Государство и право
- Книги и библиотеки
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Научные знания
- Быт и нравы
- Литература
- Государство и право
- Религия и церковь
- Философия
- Наука и техника
- Книги и периодическая печать
- Школа и обучение
- Литература
- Театр и драматургия
- Архитектура и строительство
- Изобразительное искусство
- Литература
- Литература
- 940 История отечественной культуры
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел. (095) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru, www.Urait.Ru